В стране вновь широко, включая депутатов Госдумы, заговорили о создании специального ведомства, отвечающего за безопасность на дорогах.

О том, что Госавтоинспекция в нынешнем виде направлена лишь на зарабатывание себе денег, а не на обеспечение безопасности, правозащитники говорят давно. Помнится, еще восемь лет назад Виктор Похмелкин создал проект организации специального ведомства — Министерства безопасности дорожного движения, которое должно было объединить в себе все функции, влияющие на ситуацию на дорогах. Проект тогда же и похоронили.

Теперь о необходимости реформ, вопреки мнению лидера партии Владимира Путина (который, как известно высказался на российском часе против разгона ГИБДД), заговорил единоросс и депутат, руководитель комитета по транспорту в Госдуме, Сергей Шишкарев. Сейчас вопросами организации дорожного движения, контролем и штрафами занимаются сразу шесть ведомств: МВД, Минтранс, МЧС, Минздравсоцразвития, Минобразования и Минрегион, заметил он. Новый единый госорган должен будет объединить все их полномочия в этой области и подчиняться правительству, считает депутат. Коррупционность системы не дает дороге существовать эффективно. В итоге и пробки на дорогах, и люди гибнут, как во время войны, и деньги штрафников уходят мимо бюджета, говорит Шишкарев.

Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что вопрос организации дорожного движения — это, прежде всего, вопрос инженерии и логистики. Современная дорога, и ее инфраструктура, считает Лысаков, должны быть доброжелательны к водителю. «Например, у нас много аварий на встречной, — говорит он. — В Англии, например, стандарты таковы, что на каждые 80 км — 4 км разрешено с выездом на встречку, обгонять. А у нас через каждые 100 м — знак “Обгон запрещен”, и за каждым знаком — гаишник, который тут как тут. Поэтому менять надо все — и ГОСТы и СНИПы», — считает Лысаков.

О том, что ГАИ в России следует разогнать, а на ее месте построить новую службу с новыми людьми, думает, наверное, каждый водитель в России. Достали уже. Но реформаторская идея уже была опробована соседями, на территории бывшего СССР. Первым разогнал ГАИ Михаил Саакашвили в Грузии. К его приходу к власти в 2004 году у автомобилистов были две беды: неэффективная система ОСАГО, с минимальными выплатами и монополистом на рынке, и Госавтоинспекция, которая настолько привыкла жировать, что собирала плату даже просто за проверку документов.

Героическим жестом новый президент отменил в стране ОСАГО и уволил в полном составе ГАИ, сформировав взамен Патрульную службу МВД. Вместо 13 000 сотрудников набрали только 2 000. И кроме дорожного движения ее офицеры должны были ловить карманников, хулиганов и развозить пьяных по вытрезвителям. Сокращение людей дало возможность повысить зарплаты в ведомстве, пересадить гаишников с «Жигулей» на Volkswagen и закупить им израильское оружие. А чтобы закрепить эффект, в течение года по телевидению в выпусках новостей крутили два вида роликов: о том, как сажают патрульного-взяточника, и о том, как патрульный в парадной форме снимает кошку с дерева или принимает роды.

Затем по тому же пути пошла Украина. Там дорожную инспекцию тоже расформировывали за взятки. Президент Ющенко действовал по грузинскому сценарию, заявив, что «больше они не будут в кустах с бузиной сидеть». Приказы об увольнении всех сотрудников было поручено разработать в течение суток. На создание новой службы было выделено три месяца. При этом у новых патрульных остался тот же руководитель, а сотрудников собирали опять же из бывших гаишников.

«В нашей милиции работает кратно больше людей на душу населения, чем в любой цивилизованной стране мира. Мы можем совершенно безболезненно заявлять о том, что милиция будет сокращаться минимум в два раза. Надо вывести всю милицию за штат и начать ее очищение с участием общественности, правозащитников», — заявляет депутат Андрей Макаров.

Но что особенно интересно и поучительно: и в Грузии, и на Украине сразу после роспуска ГАИ аварийность и смертность на дорогах взлетала до ошеломляющих цифр. оказалось, что безнаказанные водители не менее опасны, чем распоясавшиеся силовики. наша самодисциплина и культура на таком уровне, что только крутыми штрафами и тюрьмами нас и возможно обуздать. Проблема страшна и нерешаема еще и потому, что даже сложная бюрократическая процедура по перекладыванию полномочий из одного министерства в другое результатов не принесет.

Коррупционная коррозия сожрала практически всю страну. Эксперты обращают внимание на то, что не более надежно, чем ГИБДД, у нас и МЧС, выдающее лицензии клубам, вроде «Хромой лошади». Или Минобрнауки, которое готовит водителей так, что они потом педали газа и тормоза отличить не могут. Или Минтранс, у которого дороги разваливаются еще до сдачи в эксплуатацию.

Вот почему еще в ходе прямой линии 2 декабря премьер-министр Владимир Путин высказывал мнение, что роспуск ГИБДД «ни к чему хорошему не приведет». И подчеркнул, что считает неэффективными предложения заново создать милицию или отказаться от ГИБДД, обращая внимание на опыт Украины.

Права действительно проще купить. А штраф лучше отдать на месте, чтобы с квитанциями не бегать и в очереди не стоять. Пробку можно по встречке объехать, когда знаешь, что в кошельке есть деньги на оплату такого проезда. Открывая клуб, нужно готовить конверт со взяткой, и потом экономить на стройматериалах и системах пожаротушения. Но в какой-то момент приходится хоронить жертв этой разлагающей беспечности. И использовать этих жертв, чтобы собрать взятки по новому кругу. Так вот живем.