Власти разработали комплекс мер, призванных помочь падающему рынку.

Сегодня в Университете машиностроения (МАМИ) прошла 89 конференция, посвященная проблемам автомобильной промышленности. В дискуссии принимали участие депутаты Госдумы, специалисты в области, а также представители автоконцернов.

Участники заседания обсуждали стратегии развития российских производителей автомобилей в условиях санкций от «вражеских» стран и непростой экономической ситуации, проблемы подготовки кадров, а также перспективы развития отечественного автопрома.

«Автомобилестроение, как и другие отрасли национального машиностроения, в очередной раз переживает непростые времена. Мы собираем ведущих экспертов отрасли, чтобы обменяться мнениями и совместно выработать эффективные шаги развития автопрома, актуальные в текущей и прогнозной экономической ситуации», - рассказал о целях мероприятия ректор МАМИ Андрей Николаенко.

Депутат Госдумы, председатель экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности Альфия Когогина сообщила слушателям о принятых властями мерах поддержки падающего рынка в прошлом году, а также пролила свет на будущие решения.

«Главная задача, стоящая перед нами на сегодняшний день – стабилизация ситуации на рынке и остановка падения для последующего его роста. Автопром – это локомотив промышленности и его рост и спад всегда цикличны. На протяжении всего 2014 года за российским авторынком следила комиссия, в состав которой входят депутаты, представители крупнейших автоконцернов и дилерских сетей. Все меры государственной поддержки были предложены участниками рынка», - отметила Когогина.

Среди указанных мер господдержки назывались продление на второй квартал текущего года программы обновления автопарка, субсидирование покупки транспортных средств, оснащенных газомоторным оборудованием, выделение дополнительных средств на госзакупки, а также выдача субсидий на компенсацию части затрат автопроизводителей и перевозку машин, собранных в Дальневосточном федеральном округе.

Однако все эти меры уже знакомы по прошлому году. В новый антикризисный план, подписанный премьером Российской Федерации Дмитрием Медведевым, входят, помимо вышеуказанных, субсидирование лизинговых программ и поддержка организаций, выпускающих технику сельскохозяйственного назначения. Парламентарии надеются, что новые программы государственной поддержки смогут обеспечить продажи порядка 200 тыс. единиц техники.

Отметим, что в план можно вносить коррективы. В числе не включенных на сегодняшний день мер господдержки – ограничение сроков эксплуатации коммерческой техники и создание целевого фонда для льготного автокредитования.

«Необходимо сохранить потенциал рынка для последующего его развития. В начале 2016 года продажи опустятся на дно, но уже во втором полугодии будущего года мы надеемся увидеть стабильный рост российского авторынка», - отметила Когогина.

По ее словам, правительство уже наметило два варианта развития рынка в 2015 году: стандартный и стрессовый. В первом случае продажи к декабрю могут сократиться примерно на 25%, во втором – на 40-50%. К сожалению, в первые два месяца текущего года динамика продаж показывала, скорее, пессимистичный сценарий.

Напомним, в феврале 2015 года продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года просели на 37,9%, а в период с января по февраль рынок сократился на 32,1%.

Обсуждались на заседании не только непростые будни российской автомобильной промышленности, но и перспективы ее развития. В частности, Харальд Грюбель, исполнительный вице-президент по исследованиям и разработкам «АвтоВАЗа», рассказал о новых технологиях, которые разрабатывают инженеры предприятия.

«Наш отдел имеет самое совершенное оборудование, которому другие концерны могут только позавидовать. К тому же, мы собрали под своей крышей лучших специалистов в области. К нам едут из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги. Много специалистов хочет стать частью истории успеха «АвтоВАЗа». Я уверен, что в ближайшем будущем Волжский автозавод станет лучшей инженерной площадкой в России», - отметил Грюбель.

В числе самых ярких проектов отдела – разработка модификаций Cross для Lada Kalina и Largus, кроссовера Lada 4x4 Urban, а также автоматической трансмиссии AMT. Причем топ-менеджер не без гордости отметил, что первые продукты были разработаны всего за три месяца, а для выхода их на рынок понадобилось от шести до девяти месяцев. Да и новая коробка передач, уже знакомая потребителям по моделям Granta и Priora, получила массу положительных отзывов от клиентов. На «Калине» эта трансмиссия появится в апреле текущего года.

Однако основные силы инженеров сосредоточены на улучшении экологических показателей моторов и разработке силовых установок с альтернативными видами топлива. К примеру, электрическая Kalina, уже доступная для покупки, обладает запасом хода около 200 км, а в числе преимуществ будущей гибридной «Гранты» - экономия топлива до 85%. Подробностей о силовой установке отечественного гибрида Грюбель не привел.

Зато глава отдела разработок анонсировал скорый выход на рынок другой не менее интересной новинки – Lada Vesta, под капотом которой разместится полностью электрическая силовая установка. Более подробной информации старший инженер не привел, однако сообщил, что проект является одним из приоритетных.

Кроме того, Грюбель пообещал, что сотрудники его отдела смогут избавиться от шума в «Вазовских» коробках передач к концу года.

Еще одну, не менее интересную и ожидаемую новинку, обещают представить уже в декабре 2015 года. По словам Максима Нагайцева, руководителя ФГУП «НАМИ», именно к последнему месяцу текущего года будут готовы первые полноразмерные прототипы президентских автомобилей – проекта «Кортеж» - изготовленные из металла.

Не обошли вниманием участники мероприятия и проблем подготовки кадров для промышленности в текущих условиях. Ректор учебного заведения Андрей Николаенко рассказал о реформе образования, проведенной в текущем учебном году.

«Свыше 800 студентов, поступивших в 2014 году на первый курс, перешли на новую форму обучения. Отныне каждый студент должен выполнять практические проекты с первого года обучения», - отметил руководитель университета.

В этом учебном году первокурсники конструировали танцующих роботов, электрические мотоциклы и болиды для участия в «Формуле-Студент». Помимо этого, руководство МАМИ заключает договора с ведущими компаниями в области автомобильной промышленности. Согласно документам, концерны могут выдавать ВУЗу различные заказы, а студенты пытаются решить поставленные задачи.

В заключение добавим, что Харальд Грюбер пообещал, что в ближайшие годы поклонники автомобилей Lada смогут увидеть стенды «АвтоВАЗа» на крупнейших мировых автосалонах - в Женеве, Париже, Детройте, Токио и других.