Вскоре на каждом автомобиле Audi установят электрику на 48 Вольт
Портал ae-plus передаёт слова Штефана Книрша, члена совета директоров Audi и главу департамента технических разработок: «48-вольтовая система – это платформа для широкого спектра технологий будущего. В конце концов, ей будет оснащена каждая модель Audi. Уже сейчас мы используем 48В (на модели Audi SQ7 TDI – прим. ред.) только для увеличения мощности и повышения эффективности дизеля, но в ближайшем будущем диапазон ее применения станет шире. Так, за счёт этой системы мы с можем увеличить диапазон передаточных чисел, выигрывая в расходе топлива и при этом не теряя в динамике». Не углубляясь в прочие технические подробности, которые наговорил г-н Книрш, переведём этот посыл на язык интернет-райтеров: «Штефан Книрш намекнул на появление 48-вольтового гибрида».
Фото: Audi SQ7 TDI стал первой моделью марки с 48-вольтовым гибридом
Действительно, если на борту имеются некоторые элементы такой электрической системы, грех не адаптировать ее под 48-вольтовый гибрид, ведь на машинах размерных классов от В до D с 4-цилиндровыми дизелями рабочего объема до 2 литров, именно такие системы наиболее эффективны. По крайней мере, об этом говорят инженеры ведущих европейских разработчиков, да и сами результаты опытных испытаний, о которых время от времени отчитываются Bosch и Continental / Schaeffler. В апреле Schaeffler даже заявила о разработке 48-вольтового гибрида 2 поколения при всём том, что пока существует одна-единственная серийная модель с таким типом гибрида – дизельный Renault Scenic 4 поколения, представленный в Женеве в марте этого года.
Фото: АКБ в 48 В заряжается в Renault Scenic напрямую от электрической машины, работающей в режиме генератора. Когда нужно добавить момент на коленвал дизеля, эта электрическая машина переключается в режим электромотора
Audi пока использует 48-вольтовый электрический контур для иных целей. Так, на полноразмерном кроссовере Audi SQ7 TDI, оснащённом 8-цилиндровым V-образным дизелем и поступившем в продажу в начале мая, этот контур питает компрессор – обычную насосную крыльчатку, но не с турбоприводом, а с электрическим. Кроме неё в систему наддува включены две турбины, одна их которых работает постоянно («активная»), вторая подключается по мере необходимости («пассивная»). Именно такое решение для повышения эффективности большеобъёмных дизелей немецкие инженеры из Ингольштадта пока считают предпочтительным.
Фото : Когда «пассивная» крыльчатка не задействована, один из выпускных клапанов, вращающий ее турбинное колесо, закрыт
Итак, «активная» крыльчатка крутит постоянно, во всём диапазоне оборотов. Вторая подключается, когда водитель желает ускориться. Чтобы вторая или «пассивная» крыльчатка заработала, электроника одновременно даёт две команды. Первой открывается клапан, по которому в «постоянный» поток воздуха вливается поток, создаваемый «пассивной» турбиной. По второй команде актуатор перемещает в осевом направлении кулачковую часть распределительного вала на стороне выпуска, после чего начинает открываться «пассивный» выпускной клапан, ранее не задействованный. Компрессор с электроприводом представляет собой обычную насосную крыльчатка, вал которой соединён с валом электромотора. Этот двигатель питается от 48-вольтовой литий-ионной АКБ, размещённой под полом багажника. Третья «электрическая» крыльчатка подключается, если нужно максимальное ускорение. 48-вольтовая АКБ имеет и ещё одно назначение – переключение режимов жёсткости стабилизатора. Здесь предусмотрено три режима, которые обеспечивает исполнительный мотор-редуктор.
Фото: Крыльчатка с электроприводом вращается со скоростью до 70 000 оборотов в минуту
Новейший 4,0-литровый TDI стал первым дизелем в мире, примерившим электрический компрессор. Система регулировки хода клапана – Audi valvelift не только отключает один из выпускных клапанов, но и изменяет высоту подъема на стороне впуска.
Фото: На дизеле регулировка хода клапана встречается не впервые. Похожая система есть на 2,2-литровый дизеле Mazda, устанавливаемый на CX-5. На фото - элементы системы газораспределения 4,0-литрового мотора Audi
Однако, причём тут вообще Renault? Дело в том, что как раз с моделью Scenic, представленной на последнем женевском автосалоне, в обиход наконец-то вошел 48-вольтовый дизельный гибрид. И на Renault Scenic 48-вольтовая батарея заряжается без сжигания бензина, естественным путём. Водителю достаточно сбросить газ, то есть, перейти в режим торможения двигателем, после чего электрическая машина, соединённая ремённым приводом с коленвалом, начинает работать в режиме генератора. А вот на Audi SQ7 TDI зарядка 48-АКБ происходит традиционным путём, через генератор.
Фото: Крыльчатка с электроприводом. С напряжением в 12 В система резко теряет в эффективности, поэтому и используют 48 В
Станет ли один из этих двух способов повышения эффективности дизелей универсальным, или способ Audi будут применять для больших моторов, а способ Renault – для маленьких, пока не ясно, а вот широкое распространение 48-вольтовых электрических систем сомнений уж точно не вызывает.