Автомобили.ру
Моё знакомство с LadaXrayпрошло в зимних условиях - в январе 2015 года я утюжил серпантины близ Красной Поляны. Именно тогда и возник главный вопрос к тольяттинским инженерам: почему же не предусмотрена кнопка отключения системы стабилизации? Вспоминаю, что далеко не все коллеги-журналисты (с водительским навыком существенно выше среднего) смогли без посторонней помощи подняться по укатанным, местами до льда, горным дорогам. Затруднения испытывали и те, кто ехал на версии с тяговитым мотором 1.8 – поначалу его агрегатировали только с автоматической коробкой АМТ, и те, кто выбрал для теста 1,6-литровый мотор на «механике».

Вскоре – с середины февраля, Xray начали отгружать дилерам, и вот уже пошли отзывы недовольных покупателей: дайте кнопку отключения ESP! В самом деле, клиренс у машины большой (почти 200 мм), «геометрия» – прекрасная, даром что при запуске её позиционировали как «городской хэтчбек», так чего ж удивляться, что народ полез в грязь. Проблема деактивации системы стабилизации приобрела такую остроту, что менеджеры не только решили сделать долгожданную функцию базовой, но и пошли на беспрецедентные (и не только для АвтоВАЗа) меры. В скором времени вооружиться заветной кнопкой смогут и владельцы тех Xray, где отключить ESPможно было только изъятием из конструкции автомобиля соответствующего предохранителя. Дилерам уже выслали предписания и инструкции: по запросу можно будет получить жгут проводов, инструкцию по его установке, саму кнопку и лицевую панель консоли, на которой кнопку ставят. (Хотя прежде и была предусмотрена технологическая заглушкапод кнопку, панель придётся менять.) Сейчас на АвтоВАЗе определяют цену доработки, и в ближайшее время владельцы Xray получат уведомление о возможности установки новой опции.

LadaXRAY 1.8 5MT

Автоматическую коробку АМТ так легко поменять на желанную «механику», конечно, не получится. В отличие от современных гидромеханических «автоматов», АМТ требует навыка:водителю, как минимум, нужно научиться правильно оперировать педалью газа: коробка прекрасно переключается под сброс, при активной езде управляющая силовым агрегатом электроника держит двигатель в зоне средних оборотов, а в ручном режиме водителю дозволяется куда больше, чем на Priora, где АМТ дебютировала (и куда её уже не устанавливают), и на Vesta. Между тем, полностью реализовать возможности 1,8-литрового мотора, особенно на бездорожье, АМТ не позволяет. И поскольку сегмент лоукост, в котором играет Lada, не слишком требователен к «автоматам», менеджеры АвтоВАЗа прогнозируют всплеск продаж Xray с запуском ручной версии 1.8.

К «топовому» мотору стыкуют французскую коробку JR5 – её же версия идёт в пару к вазовскому 1,6-литровому21129. И если на Vesta её недавно всё-таки «импортзаместили», причём, по прямому указанию президента АвтоВАЗа Николя Мора, то «Иксрею» такая замена не грозит. Во-первых, французская КП рассчитана на «входной» момент в 200 Нм, которых легко достичь на бездорожье, перегрузив трансмиссию (у 1,8-литрового мотора максимальный момент 170 Нм), а вазовские коробки существенно слабее.Во-вторых, французы предлагают широкий выбор рядов передаточных чиселдля этой КП – нужно только выбрать, в то время, как для наших коробок ряды под новый мотор нужно проектировать, готовить оснастку, налаживать производство и т.п.В этом смысле «механика», для которой редуктор приходит из Франции, в краткосрочной перспективе совершенно точно дешевле, тем более, что JR5 локализована на АвтоВАЗе по сборке.

LadaXRAY 1.8 5MT

Главное изменение XRAY, случившиеся с начала выпуска (февраль 2016 г.) – это неприметная клавиша отключения системы стабилизации курсовой устойчивости. Ее разместили рядом с нишей для мобильного телефона, прежде на ее месте была заглушка

Между тем, выбором новых рядов (заменены главная передача и пятая) дело не ограничилось – пришлось увеличивать диаметр сцепления с 200 мм до 215. Как показали тестовые заезды, это не последняя «итерация», если, конечно, потенциал к увеличению площади накладок ведомого диска ещё имеется.Один из серпантинных отрезков маршрута пролегал по безлюдному Жигулёвскому заповеднику, куда нас запустили по спецпропускам – мы знали, что навстречу никто не поедет, так что можно было не перестраховываться по динамике, и использовать всю ширину серпантинной дороги. С погодой повезло, и около семи километровя проехал по целине из свежего, пушистого, только что выпавшего сухого снега глубиной сантиметров 10-15, стараясь придерживаться колеи, проторенной предыдущей машиной.Систему стабилизации отключил, почти не буксовал, ехал преимущественно на третьей, в поворотах снижаясь до первой. На прямых разгонялся до 60 км/ч, и попутно выяснил, что при достижении этого рубежа ESPавтоматически включается, о чём свидетельствовали и гаснувшая кнопка деактивации ESP на приборном щитке, и менявшийся характер поведения Xray. Короче говоря, режим езды был, мягко говоря,щадящим, однако характерный запах палёного сцепления я почувствовал на промежуточной остановке, а в конце отрезка ещё раз зафиксировал его, хотя несколько сбавил обороты.

LadaXRAY 1.8 5MT

Покупатели посчитали, что с колесами в 17 дюймов XRAY выглядит гармоничнее

Механизм переключения коробки не требует избыточных усилий, избирательность – выше среднего, с чёткостью включения передачи проблем нет. Чтобы более мощный мотор не съедал драгоценные литры бензина на высоких скоростях, главную пару ожидаемо уменьшили(до 4,2), а вот число первой ступени можно было бы увеличить по примеру того, как это в своё время сделали на RenaultDuster.Тот «француз» бил по ChevroletNiva (и небезуспешно), поэтому инженеры выбирали такое число первой передачи,которое отчасти смогло бы заменить понижающую ступень в раздаточной коробке Niva. В случае с Xrayнет необходимости ставить совсем уж «ползучую» 1-ю передачу, однако часть потребителей, получив возможность отключить ESP, первым делом начнёт эксплуатировать LadaXray 1.8 в полях, и, рано или поздно, маркетологи зафиксируют очередной всплеск народного недовольства.


Ещё одно новшество, появившееся с «ручной» модификацией – 17-дюймовые колёса. Олег Груненков, директор проекта Xray, признался, что инженеры начали присматриваться к этому диаметру опять же по указке покупателей - дескать, с такими дисками машина выглядит гармоничнее. Однако инженерам пришлось изрядно поломать голову, чтобы не увеличить подрессоренную массу: само колесо вышло тяжелее 16-дюймового, но шина (205/50 R 17)легче, поэтому удалось даже выиграть несколько граммов. Шины нового типоразмера не сильно ухудшают плавность хода: в своё время вазовские конструкторы внедрили внутренний стандарт, по которому высота профиля шины как раз из «комфортных» соображений не должна быть менее 100 мм – на новых колёсах профиль на 2 мм выше. Стыки, трещины, выбоины в асфальте новая Xrayс 17-дюймовыми проходит плавно (многое берёт подвеска), практически не передавая усилия на кузов, кроме того, машина стала не только ощутимо устойчивее, но и меньше реагирует на колейность.

LadaXRAY 1.8 5MT

Теперь покупатели XRAY могут приобрести более устойчивый автомобиль: широкая 17-дюймовая резина доступна с 1,8-литровым мотором в комплектации Luxe от 754 тыс. руб.

Ещё один интересный момент, связанный с появлением новых колёс. Внешний диаметршины оказался несколько большим – при маневрировании с полным вывертом руля она задевала за пластиковые подкрылки. Инженеры поставили вместо них фетровые (такие же, как и в задних арках), попутно добившись и улучшения шумоизоляции: и фонит спереди меньше, и стук камешков, вылетающих из-под колёс, уже не так раздражает слух.

Само собой, впереди у Xray ещё не одно обновление, и в этом смысле отрадно, чтовладельцы тольяттинского кроссовера не просто проявили высокую «грязевую активность», но и дали обратную связь. Инженеры АвтоВАЗа сейчас как никогда нуждаются в обратных сигналах, ведь в перспективном плане стоит и компактный кроссовер, который по логике уже при запуске на рынок должен предлагать полноприводное исполнение, и, что немаловажно, новое поколение Lada 4x4, часть покупателей которой Xray уже оттянул. Впрочем, даже полноприводный Xray не заменит в полях Lada 4x4. Ни нынешнюю, ни грядущую.

Техника

Двигатель
Рабочий объем, см3
1774
Максимальная мощность, л.с./об./мин.
122/6050
Максимальный крутящий момент, Нм/об./мин.
170/3700
Тип ДВС
L4
Трансмиссия и ходовая часть
Привод передний
Коробка передач МКП5
Размеры/вес
Д/Ш/В/База, мм 4165/1764/1570/2592
Клиренс, мм 195
Снаряженная масса, кг 1190-1250
Объем багажника, л 361-1207
Объем топливного бака, л 50
Шины 195/65 R 15
Динамические характеристики
Скорость, км/ч 179
Разгон 0-100 км/ч, с 10,3
Экономичность
Топливо АИ-92
Загородный цикл, л/100 км 5,8
Смешанный цикл, л/100 км 7,1
Городской цикл, л/100 км 9,3
Экология
Экологический стандарт Euro 5
Бюджет

Самая быстрая версия XRAY, если смотреть на разгон с места до 100 км/ч, оказалась не самой дорогой. Эта модификация предлагается в трёх комплектациях: Optima Advanced за 669 тыс. руб., Luxe (719 тыс. руб.) и Luxe Prestige (754 тыс. руб.). Базовая версия XRAY тоже с ручной коробкой, но мотором ВАЗ-21129 обойдётся всего в 589 тыс. руб. Разница в 80 тыс. руб. определяется в первую очередь наличием большого количества комплектующих зарубежных брендов, хотя блок мотора 1.8 точно такой же, как и у 1,6-литрового мотора.В обозримом будущем инженеры АвтоВАЗа предложат покупателем ещё более внедорожное исполнение Xray Cross – будет отличаться увеличенным клиренсом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова. В первой половине 2018 года должно появиться и полноприводное исполнение, однако даже по оценкам самих вазовцев, цена его уже перешагнёт отметку в 1 млн рублей.

Основное оборудование

Базовая комплектация Optima, версия 1.8 5МТ, не включает: центрального подголовника заднего сиденья, двойной пол багажного отделения, футляр для очков, выдвижной ящик под сиденьем переднего пассажира, усиленную тонировку стёкол (задние боковые – 39%, дверь багажника –25%), задние датчики парковки, камеру заднего вида, датчики дождя и света, климат-контроль, мультимедийную систему, два дополнительных высокочастотных динамика, навигационную систему. За весь этот набор, включая колёса диаметров 16 дюймов, вместо базовых придётся доплатить 50 тыс. руб. Казалось бы – вполне можно сэкономить. Однако мы не указали ещё одну важную опцию, которой у «Оптимы» нет – обогрев ветрового стекла.

18+