Очень часто наши коллеги журналисты придают чересчур трагическую окраску выражению «модель снята с рынка». За этим, как правило, следуют длиннейшие рассуждения о скором конце бренда, причем не только в российской системе координат, но и в мировой. Между тем, причины «снятия с рынка» объясняются большей частью естественными процессами, увязанными с жизненным циклом модели. К примеру, еще в 2014 году с производства на венгерском заводе Suzuki сняли первое поколение Suzuki SX4. Машину изготовили в количествах, существенно превышавших потребности рынка, по этой причине в России ее продавали весь 2015 год. О скором исчезновении этой позиции у дилеров свидетельствует и динамика продаж SX4 Classic: в январе 2015 года продавцам было отгружено 126 машины, в декабре – 8.
Фото: Jeep Compass – одна из тех моделей, которые прощаются с российским рынком в 2016 году. В настоящее время распродаются склады, а в середине лета будет представлена новая модель, которая пока фигурирует под технологическим названием Jeep C-SUV
А вот история со вторым поколением SX4, выведенным в С-класс, типична для очень многих моделей, представленных на российском рынке. В январе 2015 года дилерам Suzuki отгружено 123 машины, а в декабре – 5. Все это были экземпляры 2014 года выпуска. Образцы 2016 года выпуска появятся у российских дилеров только осенью 2016 года, когда с предприятия в Венгрии начнут поступать фейслифтинговые машины. Собственно, а почему мы ориентируемся именно на дилерские отгрузки, а не на количество, поставленное на учет? Очень просто, у дилера машина может храниться годами, формально оставаясь на рынке. Собственно, те же SX4 второго поколения 2014 года выпуска еще остались у дилеров.
Фото: Chery Arizzo 7 в 2015 году купили всего 135 человек, однако российское представительство все же оформило на модель заказ в Китае на 2016 год, причем, преимущественно на версии с МКП
Несколько нетипичная ситуация возникла по упомянутой Toyota Venza: производство на американской заводе Toyota в Кентукки, откуда машина к нам и поступала, свернули. В январе 2015 года у нас продали 56 машин, в декабре – лишь 2. В США тоже распродавали склады: год машина закончила с падением в 28,8%, при этом динамика от месяца к месяцу падала: в декабре реализовано 500 машин (в 2015 году – 21 351 шт.) с динамикой -83,4%! Особенность заключается в том, что модель появилась на рынке всего три года назад.
Фото: Динамика продаж Jaguar F-Type по 2015 году не должна вводить в заблуждение: всплеск в середине 2015 года обусловлен и выводом на рынок полнопрводной версии и сезонностью: в январе, ноябре и декабре 2015 года не было продано ни одной машины, всего – 59 машин в 2015 году
Само собой, одним из первостепенных факторов при принятии решения о выпуске или снятии машины с рынка становится спрос. Даже в спокойные времена ротация на уровне комплектации и модификаций может происходить чаще, чем раз в год, что уж говорить про кризис. К примеру, запустившись с дизельной версией Sorento Prime в июне, российские менеджеры Kia в 4 квартале начали продавать и бензиновые исполнения с 3,3-литровым мотором, однако сколько-нибудь значимого увеличения продаж не достигли.
Фото: На длиннобазную версию Range Rover LWB в России выстроились очереди – приходится просить дополнительные квоты
Зачастую и спрос не играет решающей роли в появлении модели на рынке. К примеру, едва ли не все российские дилеры Mazda убеждают, что обеспечат объемы по субкомпактному кроссоверу CX-3. Однако, маржа, которую получает в России производитель настолько низка, что посланная российским отделением Mazda заявка сразу пошла в корзину: при ограниченных производственных мощностях машины пускают на тот рынок, который дает наибольшую выручку с 1 экземпляра.
Фото: Несмотря на положительную динамику в 2015 году, новых Lifan Cebrium на 2016 год не заказано – распродаются склады
Возвращаемся к вопросу о том, что же значит выражение «модель снята с рынка»? На наш взгляд, за критерий «снятия», по крайней мере, временного, можно считать прекращение отгрузки дилерам. И, поскольку, причины по каждой позиции могут сильно разниться, предлагаем перечень моделей, по которым в 2015 году отгрузка прекращена или будет прекращена в ближайшее время. Сюда же включены экземпляры с динамикой, говорящей о «складском» характере продаж в 2015 году, то есть, машины, находящиеся «на подозрении».
Фото: Старый VW Scirocco в 2015 году продавали по несколько штук в месяц. Новую версию в РФ пока не завезли, по старой распродают склады
В то же время мы не включили в список модели, у которых в прошлом году была «смена поколений» и которые прибудут на рынок РФ. Пример – Audi A4 allroad quattro: «материнскую» машину показали в сентябре 2015 года на автосалоне во Франкфурте, а исполнение A4 allroad quattro – только в Детройте на прошлой неделе. Не включены в список «экзотические» версии вроде BMW i8 и Mitsubishi Outlander PHEV. Между тем, учтены позиции, по которым данные о прекращении закупок появились еще до 2015 года – связано это с тем, что все это время модели можно было найти у дилеров (к примеру, Citroen C3 Picasso) и запасы до сих пор не иссякли. Наконец, обнаружив, что отрицательная динамика от месяца к месяцу по иным позициям вовсе не означает ее уход, мы поняли, что далеко не со всеми машинами в представленном списке можно попрощаться. К примеру, падение продаж к концу 2015 года по Jaguar XF объясняется не разрывом между машинами первого поколения и второго, а проволочками по части запуска машины в РФ: второе поколение XF до сих пор находится на сертификации, хотя по плану в шоу-румах машина должна была появиться еще в ноябре 2015 года, а появится только в начале марта. В общем, причин, повторимся, множество. В процессе подготовки список постоянно менялся, и количество позиций в нем (100) – чистой воды случайность, хотите – верьте, хотите – нет.
Фото: SsangYong Rexton, Kyron, Stavic реализовывались в 2015 году в исполнении 2014 года выпуска. В настоящее время российская сторона обсуждает возможность закупки образцов 2016 года выпуска
Таблица. Модели, которые в 2015 году покинули российский рынок, или те, по которым решение пока не принято. Учтены образцы, оставшиеся на складах, и модели, заказа на которые в 2016 году не оформлялось