Автомобильный рынок США традиционно делится на два больших сегмента – легковые и «траки». Во второй входят все кроссоверы, даже самые маленькие, полноразмерные пикапы и SUV на их базе, SAV, CUV, полноразмерные вэны, MPV. В совокупности в 2015 году в США было продано 17 470 659 машин, что на 5,7% больше, чем в 2014 году.
В 2015 году «траки» в США остались в плюсе (+12,8%), лишь несколько брендов просели в этом сегменте и сильнее всех Chrysler (-32,0%) вместе с подчиненным ему Dodge (-8,7%). В несущественном минусе оказалась Acura (-1,2%), которая, впрочем, здорово добрала по легковушкам (+18,6%). Хуже всех в «траках» чувствует себя Mini, провалившаяся в 2015 с Countryman и Paceman на 26,3%. На «грузовой» минус у Dodge сыграл как раз минивэн Grand Caravan, рухнувший на 27, 6%, а вот вытянул марку Journey, увеличивший популярность на 12,6%. У Chrysler опять же провалился двойник «гранд каравана» Town&Country (-32,0%), у Acura среднеразмерный кроссовер MDX теряет 11,3%, зато компактный RDX набирает 13,7%. У Lexus ситуация обратная «крайслеровской»: набрав на кроссоверах 26,5% японский бренд просел по легковушкам, правда, несущественно – всего на 1,8%.
Фото: Ford остался и самой популярной маркой в США и сохранил лидирующую позицию своей главной модели F-Series. В 2015 году дилеры реализовали 780 354 шт.
Перейдем к лучшим по динамике (в сравнении с 2014 годом): со своими SUV в США больше всех набрал Infiniti (31,8%) – все без исключения модели с индексом QX находятся в безоговорочном плюсе. Второе и третье места делят Kia и Volkswagen – по 29,2%, впрочем, их объемы далеки от лидерских (см. Таблицу 1). Что касается самых популярных моделей, по традиции рейтинг возглавляет Ford F-series. Отметим, между тем, что лидерами по динамике стали не полноразмерные пикапы, а компактные кроссоверы Nissan Rogue (+44,2%), знакомый российскому потребителю под именем X-Trail и один из хитов нашего рынка Toyota RAV4 (17,8%).
Таблица 1. Топ-10 брендов по продажам кроссоверов, полноразмерных пикапов, SUV и вэнов в США в 2015 году.
Таблица 2. Топ-10 самых продаваемых моделей кроссоверов, полноразмерных пикапов, SUV и вэнов в США в 2015 году.
Сегмент легковых моделей в 2015 году потерял в США 2,3%. Здесь и картина более пестрая, и причины, вызывавшие тот или иной тренд, различны. Так, рост того же Chrysler на 35,3%, достигнутый за счет скачка популярности модели 200, обусловлен программой стимуляции, которая располагала дилеров к самостоятельному выкупу моделей с целью получения бонуса. В результате на вторичном рынке образовалось гигантское количество «двухсоток» с малым пробегом. Chrysler 200 вырос в 2015 году на 51,6%, однако в декабре 2015 года, когда производитель перестал поддерживать дилеров, модель рухнула на 47,1%. На втором месте по росту в легковом сегменте идет Mini (+25,0%), за ней – Acura (+18,6%), набравшая голоса за счет своего главного хита TLX, далее, как ни странно, Mitsubishi (+17,3%), закрывшая в прошлом году завод в США, где выпускали ASX. Японцы идут в гору за счет импортируемой малолитражки Mirage. Не забудем и об истинном лидере сегмента – Tesla, которая с моделью S показала рост в 59,5%! Впрочем, у всех лидеров по набору популярности весьма скромные объемы продаж – за исключением Chrysler в 2015 году перечисленные бренды продали менее 100 тыс. шт. в легковом секторе. У лидеров совсем другие цифры.
Фото: В легковом сегменте в 2015 году лидирует Camry (429 355 шт.), ставшая третьей моделью рынка, уступив только Ford F-Series и Chevrolet Silverado
Таблица 3. Топ-10 брендов по продажам легковых моделей в США в 2015 году.
Верхняя часть списка самых популярных американских легковушек по сравнению с 2014 годом существенных изменений не претерпела. О причинах взлета Chrysler 200 мы уже сказали, причинам падения популярности Toyota Prius (-10,9%) мы посвящали отдельный материал. Падение VW Jetta обусловлено общим фоном, сложившимся в США по немецкой марке – после сентябрьского скандала продажи VW пошли вниз, и не факт, что декабрьские результаты были дном. В декабре спрос на собираемые в Северной Америке легковые модели брендов VW Group (то есть, самые ходовые на рынке США) упал на 29,2%! По году этот показатель составил -17,0%. Только за счет набора покупателей по импортируемым моделям VW Group of America потеряла в целом году в легковом сегменте относительно немного – всего 5,7%. В первом квартале 2016 года менеджерам американского отделения VW придется приложить изрядные усилия, чтобы преодолеть негативный тренд. Из лидирующих моделей своей отрицательной динамикой выделяется и Chevrolet Cruze, однако и она объясняется просто – в прошлом году произошла смена поколений.
Таблица 4. Топ-20 самых продаваемых моделей легковых автомобилей в США в 2015 году.
Структура премиум-сегмента в США с начала 90-х годов, когда в полную силу «заработали» японские люксовые бренды, рожденные для американского потребителя, не меняется, разве что участники медленно перемещаются на несколько позиций вверх или вниз. Относительно 2014 года многие бренды сумели выправить (или смягчить) отрицательную динамику в первую очередь за счет запуска новых моделей кроссоверов: Volvo XC90, Land Rover Discovery Sport. Даже Lincoln и Buick который год теряющие популярность на родине держатся за счет SUV. У Cadillac тоже ситуация непростая, поскольку XT5 в нынешнем году сменит многолетнего лидера бренда в США – модель SRX, которая закончила 2015 год с ростом 28,5%.
Фото: BMW 3 стала самой популярной люксовой моделью в США, а вот в целом лидерство в премиум-сегменте продолжает удерживать Mercedes-Benz
Лидирующая тройка американского премиум-сегмента так же остается стабильной – время от времени марки, ее составляющие, меняются местами. Очевидно, в ближайшие несколько лет ни один из конкурентов не приблизится к Mercedes-Benz, BMW и Lexus. Из устойчивых трендов последних лет можно выделить укрепление LandRover, продолжающееся падение спроса на легковые модели местных люксовых брендов – Lincoln, Buick, Cadillac. Как обычно почти все премиум-бренды, демонстрирующие большие объемы, показывают рост выше рынка.
Таблица 5. Продажи премиум-марок в США в 2015 году.