Такого не было последние 6 лет – в мае американцы резко прекратили покупать легковушки. Сократился спрос и в грузовом сегменте (SUV, внедорожники и вэны), оставшись всё-таки в «зелёной» зоне – плюс 2,4%. Это позволило уменьшить падение в среднем по рынку до -6,1%. В первые 5 месяцев 2016 года спрос на легковые модели упал на 8%; на SUV, внедорожники и вэны вырос на 8,8%. Весь рынок новых автомобилей в США с января по май тоже остался в плюсе 1,1%.
Нельзя сказать, что какая-то группа брендов тянет легковушки в США ко дну. В то же время падающих можно разделить на несколько групп по степени сокращения спроса. Практически не пострадали Honda (-1,5%), Nissan (-2,5%), Subaru (-1,7%) и Mazda (-1,2). Их минусовые проценты в мае фактически можно принять как коррекционные. Впервые за многие годы упала Tesla – на 4,8%, в этом же «формате» теряют Hyundai (-5,6%) и Lincoln (-5,3). У остальных дела хуже.
Chrysler упал в мае на 45%, что вполне объяснимо – несколько месяцев назад производитель перестал выплачивать дилерам бонусы за реализованные экземпляры Chrysler 200, и модель рухнула на 62%, а вот Chrysler 300 растёт в мае на 35%
Из тех брендов, что не перешагнули психологический 20-процентный «упадок» выделяется Toyota (-19,0%). Это вторая марка рынка, уступающая только местному Ford, в активе которой две самые популярные американские легковушки – Camry (-15,8%) и Corolla (-5,2%). Примечательно, что легковые машины №3 и №4 (Honda Accord и Honda Civiс) в мае оказались почти в нуле, как и весь бренд. Спрос на первую упал на 1,3%, а вот вторая даже прибавила в продажах на 2,7%.
Не до оптимизма поклонникам Kia: детализация даёт тревожную ситуацию с Optima, упавшей на треть – самой важной машиной марки в США. Положение отчасти спасает устойчивый спрос на популярный Kia Soul (-1,3%). У Dodge положение «половинчатое»: объёмы продаж компактного седана Dart, построенного на одной платформе с Alfa Romeo Giulietta, рухнули почти вдвое, а вот лидер марки Charger (+4,7%) крепко держится в седле.
Сравним: самый популярный «грузовик» в США Ford F-Series с января по май включительно приобрели 324 тыс. американцев, а самую популярную легковушку Toyota Camry – только 167 тыс.!
Морально устаревшая американская линейка Volvo уже не привлекает янки – падение на треть. Ситуацию спасают кроссоверы, благодаря которым бренд в целом растёт на 10% в мае. Компактный Lancer и маленький Mirage тоже не возбуждают американцев – Mitsubishi падает на 37%. Особняком стоят немецкие премиалы, идущие «в ногу». У BMW (-12,1%) драйверами падения стали лидеры – 3-Series (-16,4%), 4-Series (-10,1%), 5-Series (-23,3%). Mercedes-Benz (-12,1%) падает практически в полном составе, в особенности лидеры: C-Class (-6,2%), CLA (-18,1%), E-Class (-20%). Похожая ситуация у Audi (-13%), за тем исключением, что отступников нет – падают все легковые модели.
В стане Lexus (-22,9%) растёт только аутсайдер по потребительскому интересу LS (15,8%). Тяжелейшее положение у Infiniti (-47,1%) – падают все легковые модели и очень сильно, причем на всеобщий майский провал сетовать бесполезно (в первые 5 месяцев спрос на легковые Infiniti упал на 28,5%). Ещё хуже ситуация у Cadillac – наименьшее падение составляет 29,3% (XTS), прочие модели падают сильнее. В виртуальном «нуле» новичок рынка – полноразмерный седан CT6. Как и в случае с Infiniti – это не провал, а тенденция. Картина у Buick (-44,8%) – ровно как у Cadillac, только место CT6 занимает Cascada – перелицованный одноимённый кабриолет Opel в прошлом мае в США ещё не продавался.
Для Bentley этот год в США крайне неудачный: падение в мае 54%, с января по май включительно – 52%
Не должны вводить в заблуждение хорошие продажи Scion (38,6%) – Toyota некоторое время назад объявила о закрытии своего бренда, задуманного для удовлетворения прихотей американской молодёжи. Полным ходом идёт гаражная распродажа. Не нужно поспешно радоваться и за Jaguar, хотя повод вроде бы есть – аж 24,4% роста. Увы, это всего лишь влияние новоприбывшего седана D-класса XE, который в прошлом мае не продавался. Все остальные «кошачьи» падают существенно сильнее рынка: XF – на 19,7%, XJ – на 19,8%. F-Type потерял 23,8% покупателей, в то время как его прямой конкурент Porsche 911 вырос на 18,1%. 10-процентный скачок спроса на Alfa Romeo уж и вовсе не нужно воспринимать всерьез: вместо 40 среднемоторных спорткаров 4С, реализованных в мае прошлого года, в нынешнем мае продано 44. Другие модели Alfa Romeo на рынке США не представлены.
Rolls-Royce в нынешнем мае продал лишь на 1 экземпляр меньше, чем год назад и оказался в символическом нуле
Ещё два нишевых бренда – smart и Mini – чувствуют себя неважно. Если 2016 год Mini закончит также плохо, как и май, марку могут удалить с рынка (напомним, что она даже не участвовала в январском автосалоне в Детройте). В пятый месяц весны «англичанин» потерял на легковушках всего 17,4%, однако упал и в кроссоверах на 30%. Со smart картина яснее ясного: в мае – -49,8%, а с января марка упала на 23%.
Остаётся добавить, что за Ford (-25,9%) и Chevrolet (-24,4%) можно в принципе не опасаться, ведь это две первые марки в «траках». Правда, Ford в этом исконном для себя сегменте растёт, а вот Chevrolet падает и весьма болезненно – на 14,6%. Более того, здесь у Chevrolet отрицательный результат и с января по май – минус 5,4%. И если по итогам первых 5 месяцев прошлого года марка сохраняла за собой вторую позицию по рынку в целом, то в этом году под напором Toyota Chevrolet опустилась на 3 место.