Рисунки: Антон Крошечкин
Но несмотря на спортивные достижения, финансовые дела Duesenberg шли неважно, и в 1926 году, спасая компанию от разорения, ее приобрел Эррет Лоббан Корд. Это помогло Duesenberg выжить, а затем создать легендарную модель «J» с наддувным двигателем. Этот автомобиль превзошел всех конкурентов, чем и привлек к себе внимание Эбботта Дженкинса – «Сына скорости», как называли этого гонщика из штата Юта болельщики и пресса. Эб занимался строительными подрядами, а в свободное время любил пощекотать себе нервы, гоняясь по соляному плато высох-шего озера Бонневиль.
Корка из затвердевших на солнце кристаллов соли превращала поверхность трассы в идеально ровное покрытие, которое позволяло Дженкинсу в считанные секунды укладывать стрелку спидометра на шпенек упора. Говорят, что Эб так бы и возил килограммы соли на подножках своих рекордных болидов, но в 1935 году к нему обратился президент фирмы Auburn Рой Фолкнер, который предложил спонсорскую помощь для установления нового рекорда скорости «24 часа Бонневилля», – действовавший в то время принадлежал Дженкинсу и был показан на модели марки Pierce Arrow.
Для штурма рекорда Фолкнер пообещал предоставить гонщику шасси Duesenberg J с серийной колесной базой в 142,5 дюйма, пониженной передней подвеской и 7-литровым двигателем с двумя турбинами мощностью в 400 л.с.(!) Оставалось только построить специальный обтекаемый кузов, проект которого доверили дизайнеру из местной кузовной фирмы La Grande Герберту Ньюпорту.
В 1934 году Ньюпорт приступил к работе. С первых же почеркушек-эскизов до финальных полноразмерных чертежей (многие из них сохранились в музее Duesenberg) видно, что дизайнер упорно стремился к максимально возможному снижению лобового сопротивления и улучшению обтекаемости автомобиля.
Поясним сразу, что эффективно снизить вес конструкции не позволяла специфика соляной гонки: соль – агрессивная среда для металла, и защита от ее попадания в механизмы повлекла за собой капсулирование и двигателя, и подвески (защита из стального листа была установлена снизу по всей длине шасси). Поэтому для уменьшения площади лобового сопротивления Ньюпорт жертвует даже парой огромных и обязательных для образа Duesenberg тех лет фар – и это притом, что часть 24-часовой гонки проходила ночью. Две фары заменяются одной, расположенной внизу по центру узкой радиаторной решетки. Получилось эффектно и, как говорили в то время, в мистическом стиле «глаз циклопа». Максимально уменьшена была и площадь радиатора, но сохранены крылья колес типа «Хэлмет уинг», форма которых напоминала циркульно-круглые крылья от мотоцикла, правда, с каплеобразными обтекателями и коротенькой подножкой сзади (иначе за руль нельзя было взобраться – высота кузова была очень приличной).
Еще по просьбе гонщика автомобиль оснастили пассажирским креслом – там мог расположиться механик. Все эти конструктивные особенности делали внешность гоночного автомобиля весьма схожей с обычным дорожным автомобилем типа спидстер. Тем самым этот автомобиль никак не вписывался в традиционный образ гоночного болида-аскета. Отличалась машина еще и парой обтекателей за головами ездоков и крохотной съемной алюминиевой крышей, которая выполняла роль обтекателя и зонтика для пилота во время дозаправки или замены колес. Добавлял особой выразительности и желтый цвет «спелого банана». А уж как действовал на окружающих звучный рык чудовищно-огромного 400-сильного двигателя с прямоточной системой выхлопа… Со страшным грохотом при полностью открытой дроссельной заслонке автомобиль носился в облаках соляной пыли и наводил настоящий ужас на местных обывателей. Вот это был PR!
Звание «Самый быстрый автомобиль в мире» (средняя скорость – 153,823 мили в час), разумеется, не могло не отразиться на восприятии и всех цивильных Duesenberg. Произошли перемены и в их облике: началась активная интеграция разрозненных кузовных частей и деталей в единое целое и освобождение от бесполезных мелочей.
<К мощным
и скоростным шасси Duesenberg J особенно подходили спортивные кузова. Этот прекрасный родстер от кузовного ателье Murhpy 1931года отличный тому пример
Также к середине 30-х годов из арсенала стилистов, работающих над дизайном Duesenberg, постепенно исчезают и патриархальная ступень широченной подножки, тянущаяся вдоль всего кузова, а видимые части шасси, включая рессоры и балки мостов, отныне скрываются под сильно опущенными вниз передними кромками крыльев.
Обилие круглых шкал
с начертанными на них впечатляющими цифрами как бы напоминало водителю: «Внимание, это Duesenberg и 400 л.с. это очень и очень много». Speedster Mormon Meteor (1935)
Спицованные же колеса заменяются более практичными штампованными дисками с большим никелированным колпаком по центру. Все это сильно меняет образ классического американского автомобиля предвоенных лет. Вот, оказывается, какие перемены могут произойти благодаря соли, и, главное, скорости
Обтекаемая форма кузова
не оставляла сомнений в том, что для такого автомобиля скорость в 180 миль в час – совсем не предел
Сегодня этот красивый автомобиль, отреставрированный и помолодевший, на ходу и в 2007 году стал победителем Конкурса Элегантности «Peeble Beech», за что и был увековечен в весьма точной модели-копии от фирмы Automodello. The Best!