Запустив в середине 1970-х первый тестовый спутник, к 1993 году в арсенале разработанной министерством обороны США системы Navstar насчитывалось уже 24 спутника, что обеспечивало полное покрытие Земли. Первыми поставив на вооружение GPS, Соединенные Штаты фактически стали законодателем стандартов в спутниковом позиционировании, и особенно в его бытовом сегменте. Речь идет о широко распространенном потребительском оборудовании, которое во всем мире ассоциируется прежде всего с принадлежащей США системой GPS.
GPS состоит из трех основных сегментов: космического, управляющего и пользовательского. Спутники GPS транслируют сигнал из космоса, и все приемники GPS используют этот сигнал для вычисления своего положения в пространстве по трем координатам в режиме реального времени.
Особенности американской системы - полная зависимость условий получения сигнала от Министерства Обороны США
Космический сегмент состоит из спутников, вращающихся на средней орбите Земли. Управляющий сегмент представляет собой главную управляющую станцию и несколько дополнительных станций, а также наземные антенны и станции мониторинга, причем ресурсы некоторых из упомянутых являются общими с другими проектами.
Пользовательский сегмент представлен тысячами приемников GPS, находящихся в ведении военных США, и десятками миллионов устройств, владельцами которых являются обычные пользователи.
>> Читать дальше
Galileo – совместный проект спутниковой системы навигации Европейского союза и Европейского космического агентства, является частью транспортного проекта Трансъевропейские сети. Цель – решение геодезических и навигационных задач. В отличие от GPS и ГЛОНАСС, система не контролируется национальными военными ведомствами, однако в 2008 году парламент ЕС принял резолюцию «Значение космоса для безопасности Европы», согласно которой допускается использование спутниковых сигналов для военных операций, проводимых в рамках европейской политики безопасности. Разработку системы осуществляет Европейское космическое агентство. Общие затраты оцениваются в 4,9 млрд евро.
Спутники Galileo выводятся на орбиты высотой 23 222 км (или 29 600,318 км от центра Земли), проходя один виток за 14 ч 4 мин и 42 с и обращаясь в трех плоскостях, наклоненных под углом 56° к экватору, что обеспечит одновременную видимость из любой точки земного шара по крайней мере четырех аппаратов. Временная погрешность атомных часов, установленных на спутниках, составляет одну миллиардную долю секунды, что обеспечит точность определения места приемника около 30 см на низких широтах. За счет более высокой, чем у спутников GPS, орбиты, на широте Полярного круга будет обеспечена точность до одного метра.
>> Читать дальше
Китайская навигационная спутниковая система BeiDou (BDS), также известная как COMPAS, официально начала предоставлять услуги в Азиатско-Тихоокеанском регионе два года назад – с декабря 2012 года. Экспериментальная версия BeiDou была запущена еще в 2000 году. Тогда она состояла только из трех спутников и обслуживала лишь несколько китайских фирм. Заключение договора о сотрудничестве в 2004 году с европейской системой позиционирования Galileo не удовлетворило китайцев, и они решили усилить финансирование своей системы, развивая ее самостоятельно.
Создатели системы заявляют, что точность позиционирования BDS для гражданских нужд составляет 10 метров, точность измерения скорости – 0,2 метра в секунду. Ошибка в передаче времени от спутника находится в пределах 50 наносекунд (миллиардных долей секунды). На данный момент работу системы обеспечивают 16 геостационарных спутников. Шесть из них были запущены в 2012 году.
Всего на орбиту к 2020 году планируется вывести 35 навигационных спутников. К этому моменту система должна стать глобальной и составить конкуренцию системам ГЛОНАСС и GPS. Космический сегмент должен состоять из пяти геостационарных спутников, 27 среднеорбитальных и трех космических аппаратов, имеющих геосинхронные орбиты. Пять геостационарных спутников разнесены по долготе и должны иметь координаты: 58,75 градусов, 80 градусов, 110,5 градусов, 140 градусов, 160 градусов восточной долготы. Среднеорбитальные космические аппараты равномерно распределены по трем орбитальным плоскостям с параметрами орбит: высота 21,5 тысячи километров, наклонение 55 градусов. Геосинхронные спутники расположены в трех плоскостях с параметрами орбит: высота 36 000 километров, наклонение 55 градусов.
>> Читать дальше
Расшифровывается как Quasi-Zenith Satellite System – «Квазизенитная спутниковая система» – японская региональная спутниковая система, которая создается для расширения возможности GPS, а также имеет собственные ограниченные навигационные возможности. Благодаря QZSS будет предоставляться комплексный сервис для мобильных устройств, включающий услуги связи и позиционирования.
Почему «квазизенитная»? Дело в том, что расположение спутников запланировано на высокой эллиптической орбите. Такие орбиты позволяют спутнику держаться более 12 часов в день с углом возвышения более 70° (то есть большую часть времени спутник находится практически в зените). Этим и объясняется термин «quasi-zenith», то есть «кажущийся находящимся в зените», который дал название системе.
Первый спутник под названием «Митибики» был запущен 11 сентября 2010 года.
>> Читать дальше
Индийская региональная спутниковая система навигации расшифровывается как Indian Regional Navigation Satellite System. Проект был принят к реализации правительством Индии, разрабатывается Индийской организацией космических исследований (ISRO). Система позиционируется как локальная, и ее цель обеспечить только региональное покрытие самой Индии и частей сопредельных государств.
Спутниковая группировка IRNSS по плану будет насчитывать семь спутников на геосинхронных орбитах на высоте около 24 000 км в апогее. Причем четыре спутника из семи в IRNSS будут размещены на орбите с наклонением в 29° по отношению к экваториальной плоскости. Все семь спутников будут иметь непрерывную радиовидимость с индийскими управляющими станциями.
>> Читать дальше
Глобальная навигационная спутниковая система – советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации.
ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара, на основании указа Президента РФ, предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
Основой системы являются 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им большую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее срок службы спутников ГЛОНАСС заметно короче.
>> Читать дальше
Внедрение ГЛОНАСС в массовые отрасли
Безусловно, российский автолюбитель выиграет в безопасности передвижения по нашим дорогам и получит возможность перемещаться с комфортом. Сегодня ключевым трендом в навигационно-информационной отрасли и мировой автомобильной промышленности является развитие концепции и внедрение технологий «Connected car» или «Умный/Подключенный автомобиль», обязательным элементом которых являются навигационные технологии. Технологии «Сonnected car» позволяют предоставлять автовладельцам широкий спектр услуг для повышения безопасности, комфорта, улучшения качества управления транспортным средством за счет его подключения к сети Интернет и получения навигационной, диагностической, развлекательной и другой информации в режиме реального времени. Потребитель может получать информацию как при помощи встроенной навигационно-информационной системы, так и при помощи своего собственного смартфона.
>> Читать дальше
Космос – в массы!
Процесс создания интеллектуальной транспортной системы на базе ГЛОНАСС
Интеллектуальные системы на базе ГЛОНАСС создаются следующим образом:
Анализ транспортной системы города. Подробное исследование ситуации в городе, в т.ч. измерение основных показателей (объемы транспортных и пассажирских потоков, количество и вместимость ТС и др.), анализ улично-дорожной сети и маршрутной сети и т.п.
Эскизное проектирование. Формирование общей архитектуры системы (инфраструктурная часть) и функционального перечня основных подсистем (программно-аппаратная часть).
Разработка технических заданий на реализацию работ по созданию инфраструктуры (оснащению объектов автоматизации) и разработке программно-аппаратных комплексов (ПАК).
Разработка программного обеспечения (ПО), создание ПАК.
Реализация пилотного проекта на отдельном транспортном предприятии и группе ТС.
Создание инфраструктуры – оснащение серверами и автоматизированными рабочими местами диспетчерских центров города и транспортных предприятий.
Оснащение ТС аппаратурой ГЛОНАСС, системами видеонаблюдения, датчиками контроля уровня топлива, системами сигнализации пожаров и т.п.
Опытная, а затем промышленная эксплуатация.
>> Читать дальше
ГЛОНАСС в Cочи
ным подрядчиком проекта создания Логистического транспортного центра в Сочи (ЛТЦ) – проекта, реализуемого АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» в рамках Программы подготовки Олимпийских игр. В ходе реализации проекта ЛТЦ был выполнен весь комплекс работ по проектированию, созданию, внедрению и организации эксплуатации уникальной по размерам, широте функционального охвата и степени интеграции информационной системы, использующей навигационные отечественные технологии ГЛОНАСС.
Можно выделить два ключевых этапа реализации проекта:
-
создание системы управления грузовыми перевозками всеми видами транспорта, внедрение ГЛОНАСС на грузовых транспортных средствах.
-
Создание системы управления пассажирскими перевозками, внедрение ГЛОНАСС на пассажирском транспорте.
В ходе «грузового» этапа, реализуемого в ходе осуществления строительства олимпийских объектов, было обеспечено массовое внедрение аппаратуры ГЛОНАСС на всем грузовом автотранспорте, задействованном на доставке олимпийских грузов. Было обеспечено 100%-ное оснащение грузового автотранспорта аппаратурой ГЛОНАСС (5500 транспортных средств), подключение всего транспорта к Автоматизированной системе управления Логистического транспортного центра (АСУ ЛТЦ).
Обеспечен рост пропускной способности Сочинского транспортного узла за счет выравнивания загрузки, координации взаимодействия не менее чем на 20%.
Обеспечено снижение потребности в грузовом автотранспорте не менее чем в 1,5 раза.
>> Читать дальше
Рынок новых услуг
Чем занимается НИС ГЛОНАСС?
Компания ОАО «Навигационно-информационные системы» была создана в 2007 году для вывода на рынок услуг спутниковой навигации. В мае 2010 года Правительство РФ определило ОАО «НИС» единственным исполнителем проекта по созданию системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» – госсистемы экстренного реагирования при авариях с использованием технологий ГЛОНАСС в целях повышения безопасности на транспорте. На нынешнем этапе наряду с предоставлением мониторинговых услуг ОАО «НИС» предлагает решения в области интеллектуальных транспортных систем, в том числе автоматизированных систем управления дорожным движением и информирования пассажиров, управления автопарками, управления мультимодальными перевозками и другие. Речь идет о предоставлении услуг в сегментах интеллектуально-транспортных систем как для государственных, так и для коммерческих компаний.
Зачем нужен ГЛОНАСС, когда есть GPS?
GPS – иностранная государственная система навигации, которая создавалась в рамках оборонного ведомства США и получила максимальное распространение в государственном сегменте – оборонном комплексе США, а затем была открыта для гражданского сегмента. Очевидно, что Россия не могла пользоваться системой управления, разработанной и поддерживаемой другим государством. Необходимость создания собственной Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) может быть проиллюстрирована на примере операции Вооруженных сил США «Буря в пустыне», когда система GPS была заблокирована США и противник лишился возможности эффективно управлять войсками. Такая держава, как Россия, имеющая ядерный потенциал, должна пользоваться только своей системой управления.