10 место. McDonough Buckboard, 2311 мм
Типичный «cyclecar» создали инженеры McDonough Power Equipment в 1960 году. Получился не просто маленький автомобиль, но еще и в высшей степени спартанский! Идеология нашла отражение в названии: «бакс», как известно, означает «доллар», а «board» - доска. То есть, «доллар за деревяшку». На «доску» ставили крохотный мотор Briggs&Stratton от мотор-генератора, который развивал 3 л.с. В теории машина могла развить до 30 км/ч, однако нужно, чтобы ей управлял ребенок или взрослый массой не более 40-45 кг, а если за руль сядет толстяк, «доска» и с места не сдвинется…
9 место. Cub Commuter, 2311 мм
Маленький тайваньский автомобиль претендовал на признание в Америке и выпускался только для отправки в США. Он продавался под лозунгом «наш ответ 80-м» и, по мнению производителя Convenient Machines, должен был стать оптимальным индивидуальным средством передвижения. «Кубик» вобрал все наработки микроавтомобилей 50-х годов: три колеса, стальную раму, кузов из пластика. А вот с двигателем повезло – на Commuter ставили «взрослый» автомобильный мотор – 4-цилиндровый «атмосферник», развивающий 40 л.с. и разгоняющий машинку до 80 км/ч!
8 место. Isetta, 2286 mm
Isetta обрела популярность после того, как итальянская компания Iso SpA, производитель скутеров и холодильников, продала лицензию на выпуск малышки – с 1954 года Isetta перешла под крыло BMW. Немцы начали с замены мотора – инженер Эберхард Вольф приспособил для Isetta агрегат объемом 250 см3 мощностью 12 л.с. от мотоцикла R-25. Isetta стала героиней шуток и анекдотов: «катящееся яйцо», «гробомобиль», «пузырь» - как только не называли ее, однако в первый же год разошлось более 10 тыс. экземпляров. В 1956 году появилась версия с мотором в 300 см3, добавившая еще одну «лошадку» мощности, а в 1957 году – версии со сдвигаемым боковым окном и двуцветным вариантом окраски. С 1960 года на заднюю ось добавили еще одно колесо.
7 место. Norsjo Shopper, 2160 мм
«Корзинка для продуктов» - именно так называли маленький шведский автомобиль, в чем отчасти виноват сам производитель, давший своему детищу фамилию «шоппер». Воспользоваться малышом могли дамы в любом костюме, поскольку передняя часть откидывалась, давая доступ к сиденью. Shopper построили на базе скутера, но впереди у него установлены два колеса. Первые три года «шоппер» оснащали мотором Husqvarna мощностью в 1 л.с. В 1964 его заменили на двигатель Sachs объемом 47 см3. С ним аппарат весом в 75 кг мог развивать скорость в 60 км/ч. Прототип «Шоппера» был представлен в 1961 году, а вот выпуск был закончен аж в 1994!
6 место. Taylor-Dunn Trident, 2134 мм
В 1949 году сэр Р.Д. Тейлор основал небольшую компанию, которая должна была выпускать транспорт для перевозки курятины. Идея пришла ему в голову, когда его соседи, такие же владельцы ранчо как и он, начали проявлять интерес к его оборудованию, среди которого были электрические грузовики. Бизнес пошел успешно и в 1951 году в него вошел еще один партнер Фред Данн. И через 4 года на свет появился первый универсальный автомобиль, подходящий и для поездок в ближайший магазин, и для перевозки небольшого груза. Он получил имя PG, имел три колеса и 24-вольтый мотор. Машинка выпускалась до 1963 года, после чего ее сменили уже более крупные модели. Taylor Dunn Mfg Co продолжает существовать до сих пор и выпускает транспортные средства различного назначения, в основном электрические, не предназначенные для езды по дорогам общего пользования.
5 место. Scootacar Mk I, 2060 мм
«Дорогой, а нет ли машины поменьше? Мне так трудно парковаться на «Ягуаре»!», - и супругу, ничего не оставалось, как поручить создание маленькой машинки своим подчиненным. Благо он был одним из директоров Hunslet Engine Company – крупнейшего британского производителя локомотивов. Генри Браун, ставший руководителем проекта, сел на двигатель Villier, обвел контур своей тени и получил первый набросок будущей машины. Впрочем, прототип создали с мотором Anzani, но из-за проблем с перегревом на серийную модель стали устанавливать двухтактный «Вилье» объемом 197 см3. Привод был как у мотоцикла – на заднее колесо, а вот спереди – два колеса.Scootacar обладал большей мощностью, чем конкуренты – 8,5 л.с., плюс полноценная светотехника и даже щетка стеклоочистителя! Конструкция была столь успешна, что ее стали развивать и на свет появились еще две модели, получившие имя «Марк II» и «Марк III». Всего же было выпущено 1500 «Скутакаров», которые получили народное прозвище «телефонная будка».
4 место. Fend Flitzer 101, 2000 мм
Этот малоизвестный автомобиль сыграл очень большую роль в истории, став прототипом для одной из самых массовых микромашин. А все началось с того, что Флицер Фенд, инженер Люфтваффе, после войны начал сооружать различные транспортные средства, которые помогали жить военным инвалидам. В большинстве своем это были промежуточные варианты между мотороллерами и инвалидными колясками. К 1948 году Фенд пришел к оптимальной форме автомобиля – трехколесной конструкции с двигателем 98 см3, с открытым или закрытым кузовом. В 1949 году началось их серийное производство компанией Fend-Motor GmbH. В какой-то момент чертежи попали в руки бывшего работодателя Флицера Вильяма Мессершмитта, создателя знаменитых истребителей. На тот момент Германии была запрещена какая-либо деятельность по производству самолетов, и великий авиаконструктор возглавлял заводы, которые выпускали швейные машинки. А потом стали собирать Messerschmitt Kabinenroller – популярные микромашинки, создателем которых стал Флицер Фенд.
3 место. Peel Trident, 1829 мм
Trident, второй ребенок знаменитой Peel Engineering, появился в 1964 году, и по сути стал развитием Р-50. В нем использовалось то же шасси, но с футуристическим 2-местным кузовом, увенчанным большим куполом прозрачного пластика, который был окном, дверью и крышей одновременно. На первых машинках использовался 49-кубовый моторчик Zweirad Union (DKW), как и у Р-50. Причем присказка о том, что «Пил» едет со скоростью обратно пропорциональной размеру съеденного накануне бифштекса, у этой модели становилась уже реальностью. Поэтому на последние версии стали ставить двигатель объемом 98 см3 и автоматическую коробку от скутера Triumph Tina. Предлагали версию и с электромотором, запас хода которой составлял 65 км.
2 место. La Voiture Electronique Porquerolles, 1800 мм
Этот невероятно простой снаружи и очень сложный по конструкции автомобиль был создан братьями Жаном и Жаком Джарет в 1968 году. Создатели называли его «электронный» в противовес «электрическому». А все потому, что за управление отвечал джойстик – запатентованный Stilic. Он располагался по центру 2-местной пластиковой «ванны», таким образом управлять «электроником» могли оба седока. Джойстик давал команды на ускорение, замедление и поворот. На задней оси стояли два электромотора, подававшие тягу на «свое» колесо. Источником энергии стал обычный свинцово-кислотный аккумулятор, поэтому динамика откровенно хромала: максимальная скорость 25 км/ч, запас хода до 60 км. Выпустили всего 170 экземпляров.
1 место. Brütsch Mopetta, 1700 мм
Эгон Брютш, конструктор из Штутгарта, хотел сделать машину для детей – вдвое уменьшенную гоночную Maserati. Однако далеко не все родители были готовы раскошелиться на дорогой подарок, и Брютш трансформировал свою идею – инженер задумал создать самый маленький автомобиль в мире. Брютш создал опытный образец всего за 1 день, благо разработки были, и даже успел встать в экспозицию автосалона во Франкфурте в 1956 году. Mopetta пользовалась большим интересом у публики и после завершения выставки на машинку был установлен 2-тактный 50-кубовый моторчик ILO мощностью 2,3 л.с. Он позволял развить скорость в 30 миль/ч (48,3 км/ч). А заводилась «Мопетта» как газонокосилка – шнуром. Автомобильчик был настолько необычен и ярок, что даже сам Георг фон Опель заинтересовался им. По одним данным знаменитый немец хотел выпускать аналог под именем Opelit, по другим распространять машинку, для чего были напечатаны даже рекламные буклеты. Но ни того, ни другого не произошло. «Брютш Мопетта» выпустили тиражов в 14 экземпляров, но в наши дни наладили производство копий.