Любить дракона 2
Помнится, лет десять назад в парижском кафе «Купол» нам довелось ужинать с руководителями одной известной японской фирмы. Отведав маринованных в шабли больших бургундских улиток от знаменитого шеф-повара Жана-Филиппа Бургёя, мы уже предвкушали фирменное индийское карри с отборной ягнятиной, как вдруг возникла эта тема. «Что вы думаете о китайских автомобильных фирмах? – осторожно спросил один из японцев, и все его земляки тут же обратились в слух. – Стоит ли их опасаться?»
Тогда этот вопрос волновал очень многих. На международных автосалонах как грибы после дождя вырастали стенды с совершенно неизвестными и оттого загадочными и волнующими воображение названиями. В Европе – и в России в том числе – дилеры начинали торговать совершенно экзотическими машинами. «Хафей», «Ховер», BYD, FAW, «Дади», «Цзянлин», BAW, JAC, «Золотой дракон», JAC, «Фотон», «Юйтун», «Чанфэн» – никто ничего не знал об этих марках, а там, где неизвестное, предполагай ужасы. Знатоки спорили о правильном произношении, снобы кривили губы, узнавая во внешности свежеиспеченных новинок черты всем знакомых европейских, японских, американских бестселлеров, дотошные специалисты удивлялись аховому качеству сборки, аллергики тревожно принюхивались к фенольному запаху в бежевых плюшевых салонах...
Продажи китайских автомобилей в нашей стране растут - Значит, что-то изменилось. Но что именно?
Довольно скоро стало понятно, что автомобили из Поднебесной, даже несмотря на бросовые цены, не могут стать полноценными конкурентами на мировом рынке. Крайне узкий выбор маломощных и давно устаревших моторов, несовершенные трансмиссии, использование дешевых материалов, незнание элементарных законов конструирования и сборки делало эти машины хоть и очень похожими на настоящие, но лишь дурными копиями. И все же, как ни странно, отнеслись к «угрозе с Востока» весьма серьезно. Общим мнением тогда было: «Китайцы еще учатся, но очень скоро они освоят мировой опыт, и вот тогда…
Да и примеры были перед глазами. Американцы потешались над японскими «Ниссанами» и «Тойотами», когда увидели их в шоу-румах в конце 50-х, а в конце 70-х спешно принимали законы, чтобы оградить собственную автопромышленность от японского нашествия. В середине 80-х европейцы воротили нос от «Хендэ», «Киа» и «Дэу», но очень скоро с изумлением открыли в корейских моделях совершенно европейские качества. Теперь на горизонте замаячил еще один «молодой азиатский дракон», и в штаб-квартирах автомобильных фирм забеспокоились.
Но тогда, десять лет назад, нашествия не случилось. Едва выйдя на рынок, фирмы из-за Великой стены одна за другой покидали его. Копировать автомобили оказалось гораздо сложнее, чем стиральные машины или компьютеры. Так ведь и японцам для роста понадобилось почти два десятилетия, и после дебюта первого по-настоящему корейского «Хендэ Пони» в 1974-м прошли те же 20 лет, прежде чем появился «Гетц». К тому же, как выяснилось, китайцы тогда были всецело озабочены собственным рынком, выпуская на совместных с западными партнерами предприятиях, оборудованных по последнему слову техники, миллионы легальных, лицензионных копий «Ситроенов», «Фольксвагенов», БМВ, «Ниссанов» и прочих, прочих, прочих. Внешние же рынки их не интересовали абсолютно, а потому лишь отдельные бизнесмены продолжали на свой страх и риск торговать китайскими машинами в Африке, Азии, Австралии и России.
И вот прошли десять лет. Продажи китайских автомобилей в нашей стране начали потихоньку расти. Значит, что-то изменилось? А если так, то что именно? Чтобы ответить на этот вопрос, мы попробовали пристальнее взглянуть на китайские автомобили.
Иметь все это
Китайский рамный внедорожник по цене однокомнатной квартиры в Люберцах?! Воля ваша, но это уже перебор. Да что в нем особенного, в этом «Хавале», чтобы назначить на него такую цену? Или в «Хейволе»? Текст Ирина Зверкова, фото Артем Попович и Алексей Васильев.
Ни на каком языке это слово ничего не значит, а образовано от «I have all»: в мягком переводе – «у меня есть все». Китайцы произносят Haval как «Хафу», с ударением на «а», англоязычные говорят «Хэвол», ну а наши – понятно как. Сотрудники российского представительства новорожденной марки аккуратно поправляют: «Хавейл». Впрочем, в народе, который Lexus переделал в «Лехус», придумал «бэху», «пыжа» и «мерина», не зря говорят «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Одно дело – умозрительные рассуждения по поводу имени, и совсем другое – автомобиль во плоти.
>>> Читать далее
Алеет восток: действие второе
Лет шесть тому назад я уже писал об автомобильном дизайне Китая, тогда это было только начало – начало глобальных изменений мировых автомобильных рынков. Сегодня ситуация совершенно иная.
Один из самых любопытных новичков на автомобильном рынке Китая – фирма Qoros из города Чанша, что расположен на востоке страны. Дело в том, что с самого начала компания, образованная на основе соглашения между Chery Automobile и международным промышленным холдингом Israel Corporation, ориентировалась на европейских покупателей.
>>> Читать далее
3-D моделирование по-китайски
Среди главных достоинств Great Wall Wingle 5 рамная конструкция, подключаемый полный привод, удобный салон, емкий кузов. Недостатки – клиренс всего 180 мм и слабенький, хоть и надежный мотор в 106 л.с. Зато стоил «Уингл» почти вдвое дешевле японских и немецких пикапов, а в штатную комплектацию «люксовой» версии входили кондиционер, литые диски, противотуманки и электростеклоподъемники.>>> Читать далее
Насколько хорош китайский «гольф»-класс?
У китайцев автомобильные запросы во многом схожи с нашими: седаны и внедорожники – в особом почете. Желательно также, чтобы цена была пониже, а оснащение – побогаче. И если с последним фактором проблем, как правило, не наблюдается, то с ценами нынче не все так однозначно. Если поглядеть на прайс-листы машин из Поднебесной, то никакого демпинга вы не увидите. Китай нынче дорог!
Но насколько? Мы собрали квартет седанов, чтобы как следует разобраться и понять: ужели чайна-кары нынче достигли столь же высокого уровня в своем развитии, сколь и цены на них?
Копипасть порву: 10 самых бессовестных копий известных авто
Всем известно, что китайцы совершенно не стесняются самоотверженно вдохновляться приличными машинами уважаемых марок, чтобы делать до неприличия сомнительные копии этих самых автомобилей. Мы осторожно изучили китайский опыт чрезмерного подражания и отобрали наиболее вопиющие примеры откровенного копипаста (с англ. сopy paste – «скопировать» и «вставить»).
Они проедут?
Как утверждают продавцы и подтверждает статистика, покупатели бюджетных кроссоверов только интересуются полным приводом, но берут обычно передний. Экономят. Насколько оправдан такой подход при покупке автомобиля, априори способного выехать за пределы асфальта? А может, полный привод обычному человеку и вовсе не нужен?
Раз уж считать деньги, то по полной, решили мы и взяли на тест кроссоверы от «Чери» и «Лифана». Китайцы давно и, похоже, надолго уверились в том, что главнее на рынке – низкая цена, а если у дешевой машины еще и симпатичная внешность, то успех обеспечен. Доля правды в этом утверждении есть, ведь даже наши люди приняли китайские автомобили как доступные иномарки. Судите сами: продажи Tiggo за это, не самое успешное, полугодие составили немалые 714 экземпляров, а Х60 аж 3315 штук – больше, чем любого из кроссоверов «Форда», «Хонды», «Субару», «Сузуки» или «Сан-Йонга».
Рыжий UP
Рецепт приготовления китайского кроссовера практически не отличается от европейского или американского. Берем обычный универсал, красим его в яркий цвет и навешиваем на кузов некие внедорожные цацки из некрашеного пластика. В таком виде он явно несет в себе некий дух свободы: мол, готов к любым дорогам, еду куда хочу! Но насколько свободен его владелец?
А еще, разумеется, к названию модели необходимо добавить кодовое слово, намекающее на некую внедорожность, – «кросс», «кантри», «трек» или еще что-нибудь столь же деревенско-загородно-сельскохозяйственное. Маркетологи «Дунфэна», не мудрствуя лукаво, выбрали «кросс» – чтобы покупатель уж точно знал, что ему предлагают именно кроссовер. Дизайнеры исполнили обычный универсал H30 в цветах кисло-сладкого китайского соуса и пустили по периметру автомобиля некрашеные пластиковые элементы.
«Мы стали свободнее»
Для генерального директора ООО «Дунфэн Мотор Рус» Россия – страна не чужая: его бабушка была русской, а друзья порой называют его Алексеем Юрьевичем. В автопроме гендиректор Ван работает с 2005 года, когда стал помощником главы представительства «Грейт Уолла» в России.
Александр Мельник: Россия для вас страна не чужая, господин Пэн. Кстати, как правильно обращаться к китайцу – чтобы и не обидеть, и уважение выказать подобающее?
Ван Пэн: В Китае обращение – это фамилия и должность: скажем, председатель Мао или генеральный директор Ван. А ваша страна для меня действительно близка: бабушка моя – русская, так что я с рождения Алексей. Друзья называют меня Алексей Юрьевич – у меня папа Юра. Вообще, некоторые китайцы получают русское имя в институте или уже на работе их так называют друзья.