Сюрприз 2015 года со знаком "плюс" – устойчивость дилерской сети. Вместо прогнозируемого сокращения на 30% по факту получилось лишь 10%. 

Разочарование года – это "С"-сегмент. Именно модели малого среднего класса наиболее приспособлены к потребностям российских клиентов. Основной удар кризиса пришелся по среднему классу, и он переключается на модели "В+"? Вполне возможно, поскольку ценовой разбег между сегментами очень существенный, и это оправдывает понижение требований за счет экономии средств.

 

Концентрация рынка вокруг ограниченного числа моделей класса "В", как мне кажется, вещь ситуативная. В предыдущие годы самым лакомым куском рынка был сектор моделей стоимостью 600 000 - 700 000 рублей. Там были понемногу все. Там был Ford Focus. Потом туда пришел Logan. Сейчас они замещены моделями "В+", и сегодняшняя экономическая ситуация заставляет людей быть именно там. Сохранится ли такой порядок вещей, когда тренд сменится? Не уверен. Рынок достаточно молодой. Лояльности брендам как не было, так и нет. 

Скорее всего, в 2016-м наш рынок будет болтаться на уровне 1,3-1,55 млн новых автомобилей. Структура рынка, видимо, не изменится, 70% продаж разделят между собой "В"-сегмент и SUV - остальным предстоит довольствоваться малым. Многое будет зависеть от того, как производители компенсируют курсовую разницу. Теперь мы можем увидеть, скорее, давление на более дешевые сегменты рынка, потому что из среднего сегмента кровь уже выпустили, и люди переходили в "В"-сегмент. Если цены там начнут повышаться теми же темпами, мы увидим переход к отложенным покупкам или в сектор подержанных автомобилей. Если производители пойдут плясать от курсовой разницы, то это апокалиптический сценарий. Если же курс рубля стабилизируется, и будет оказана господдержка, то выйдем на уровень 1,55 млн новых автомобилей. Мне очень хочется думать, что мы стукнулись о дно. Рынок Российской Федерации в последний год Советского Союза, когда все уже было плохо, составлял 1,6 млн автомобилей. Похоже, это самовоспроизводящийся уровень. Если не будет больших потрясений, то мы на нем и окажемся. Если продолжится сегодняшняя ситуация, тогда опустимся до 1,3 млн. Не думаю, что в 2016-м мы будем падать так же сильно, как в прошлом. Драйвером рынка могут стать новые модели, адаптированные к российским условиям, а также финансовые предложения при покупке автомобиля. В этом году будет идти, скорее, борьба за то, чтобы удержать имеющиеся позиции. Думаю, что в 2017 г. мы должны увидеть возвращение объемов рынка