Где мы их уже видели? Ну да, у героя гражданской войны в исполнении Бориса Бабочкина! А в наши дни где мы могли встретить эти усы? Эти усы мы могли встретить в Берлине, Штутгарте, Набережных челнах, Детройте, Шанхае и еще в сотне городов сорока стран, где ведет бизнес возглавляемая им компания - Diamer AG. Я не знаю, герой ли Дитер Цетше - пусть это решают акционеры и весь немецкий народ. Но то, что он настоящий капитан большого бизнеса - это бесспорно. Мы встретились на петербургском экономическом форуме, и Д. Цетше предложил начать разговор уже во время быстрого обеда, пока он расправлялся с листьями салата.
Как автомобиль будет выглядеть лет через 10–15?
Это будут автомобили с двигателями на альтернативных источниках энергии без каких-либо вредных выбросов. Эти автомобили должны быть безопасными – желательно, чтобы аварий не было в принципе. В этом направлении мы работаем и считаем, что автомобильная промышленность будет идти именно по этому пути. Мы строим автомобили для людей, а люди ценят комфорт. В этом смысле автомобили тоже сильно продвинутся.
Вы целиком заняты оперативной ситуацией или хватает времени подумать о стратегии? Ваше представление о ведении бизнеса в связи с кризисом изменилось?
В целом, нет. Считаю, что кризис только подтвердил, что необходимы долгосрочные цели и над ними надо упорно работать. Их можно немного менять, но они должны оставаться стабильными. Кризис – это очень важный период для того, чтобы нас укре-пить, и поэтому сейчас мы обязательно должны найти время думать о стратегии, которая поможет нам в будущем, после того как кризис закончится.
Журнал «Автомобили»
Июль 2009
Мы не можем не говорить про кризис. Как поется в песне: «Мы здесь затем, чтобы справиться». И наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, недавно рассуждая об альтернативах развития кризиса, дал три графических представления возможных сценариев. Один – как буква V: после достижения дна – интенсивный подъем, другой – как буква W: после стабилизации и кратковременного оживле-ния нас ждет еще одно падение, еще одно дно, после кото-рого и начнется реальный подъем. И третий – как буква L: медленное, постепенное выздоровление. Вы к какому вари-анту склоняетесь?
Я думаю, что углубления кризиса не будет. Думаю, что воз-рождение может затянуться, и это будет буква U или W, но без выраженных пиков.
А что вы думаете о возможности России строить свои собственные автомобили? Опоздали мы навсегда или у нас есть еще шанс?
Я считаю, что сегодня очень сложно без участия иностранных предприятий с каким-то опытом работы на автомобильном рынке сделать свой собственный автомобиль. Я считаю, что по легковым автомобилям самостоятельно Россия пока не справится. А вот по грузовикам, учитывая, что в России огромный рынок для грузовых автомобилей, вполне возможно сделать конкурентноспособный автомобиль. Но, тем не менее, в сотрудничестве с кем-то. И я считаю, что в данном случае "КамАЗ" мог бы стать хорошим примером этого.
В практическое русло это перейдет?
По легковым машинам у нас развитие шло хорошо, продажи в общем неплохие. По грузовым автомобилям мы участвуем в «КамАЗе» и считаем, что это тоже хороший шанс для развития.
А что вам в России нравится, и какие у вас в России интересы?
Эмоциональность людей, то, что они открыто выражают, например, восторг. Это меня всегда очень трогает. Что касается страны, то, безусловно, потенциал ее высок, и для бизнеса она предлагает много возможностей.
В голове потребителей эти бренды сольются только в результате землетрясения...
При любом раскладе останутся две независимые фирмы. И с точки зрения клиента, мы, безусловно, останемся конкурентами.
Действительно ли существует возможность партнерства Mercedes с BMW?
У нас есть совместный проект, и я думаю, что мы будем расширять сотрудничество.
Если получается так, что «Мерседес» всегда впереди всех, то что для вас является сейчас самым главным? Расскажите о главных трендах компании «Даймлер»?
Я не буду здесь скромничать и вам противоречить. Назову лишь еще два пункта, хотя сейчас, понятно, все заняты опера-тивной деятельностью в связи с известными обстоятельства-ми. Первое – технологические процессы, технологии, связан-ные с сокращением выбросов СО2. Второе: мы наращиваем присутствие в быстро развивающихся рынках БРИК – в России, Бразилии, Индии, Китае.
Я слышал, что «Фольксваген» объявляет о планах вывода на рынок электромобиля на базе новой модели Up. На Франкфуртском автосалоне должны показать показать реальный серийный автомобиль.
Нам не нужно ничего объявлять. То, что сейчас собирается делать «Фольксваген», у нас уже есть. В Лондоне сто автомобилей «Смарт» на электродвигателях ездят уже сейчас, а в ближайшее время появится еще тысяча машин по всему миру.
Первый шаг от бензиновых двигателей – в электричество?
Первый шаг, я считаю, это функция «старт-стоп», следующий шаг – мягкий гибрид и, конечно же, электромотор. Это мотор будущего, но еще пройдет много времени, прежде чем электрический мотор сможет заменить обычный двигатель внутреннего сгорания.
А действительно ли человек нуждается в таком уровне комфорта? Правильно ли тратить столько усилий в этом направлении?
Отвечу вам историей из своей жизни. Двадцать лет назад я впервые увидел автомобиль с электростеклоподъемниками и подумал: «Это, конечно, шикарно, но зачем мне это надо? Можно же и ручку покрутить без проблем». А теперь я не могу себе представить, что я кручу эту ручку. Спрос рождает предложение, а предложение тоже рождает спрос. И я уверен, что есть еще системы, которые будут востребованы. Дело в том, что мы строим автомобили в сегменте «премиум», и нам совершенно недостаточно, чтоб человек просто доехал из пункта А в пункт В и не промок. Мы хотим, чтобы человек мог выразить себя, чтобы человек мог почувствовать разницу между нашей машиной и другими, чтобы человек мог испытать эмоции, которые бы он связал с маркой, на которой ездит.
Сейчас «мерседесы» уже настолько комфортные, что трудно представить, что же можно сделать еще.
Я благодарен вам за такое мнение. К счастью, о том, что автомобиль уже комфортный, говорили еще 20–30 лет назад. Расскажу вам одну историю. Был такой руководитель патентного бюро в Лондоне, который 120 лет назад подал прошение об отставке, потому что считал, что все уже изобретено, изобретать больше нечего, а надо только выдавать патенты. Но я уже сейчас знаю о некоторых системах, некоторых разработках, которые сделают жизнь человека внутри автомобиля еще более комфортной.
Странно, почему они вам русскую водку не наливают? :)
Водку буду пить вечером. :)
На сколько лет вперед разработаны долгосрочные стратегии?
Если говорить о нашей продукции, то от первой идеи до того, как автомобиль сойдет с конвейера, проходит примерно 5 лет. И после этого он еще лет семь продается. Таким образом, мы должны иметь стратегию на все эти годы. Основная наша стратегия рассчитана примерно на 10 лет, а что касается технологических новинок и внедрения новых технологий, то мы, конечно, думаем еще дальше.
Журнал «Автомобили»
А кем конкретно формируется стратегия компании «Даймлер», что это за люди?
В правление в настоящий момент входят пять человек. Но есть еще такой круг, состоящий примерно из 25 человек, включая правление, с которым мы встречаемся 3–4 раза в год, чтобы обсудить стратегические направления и поделиться своими мыслями.
Прокомментируйте, пожалуйста, другую ситуацию. Вот большая компания, много лет была №1 в мире, 100 лет выпускала автомобили – речь о GM – видимо, неглупые люди ею руководили. А теперь она банкрот. Кто виноват?
Я думаю, по трем причинам. Но поскольку там, как вы говорите, действительно неглупые люди работали, то причины не очень-то и просты. Начнем с того, что у них, в соответствии с американским законодательством, очень большие обязательства: пенсионные и страховые. Далее, после одиннадцатого сентября они пытались поддержать спрос большими скидками. Естественно, это повлияло на долгосрочную перспективу.
А почему не сложилась счастливая жизнь с «Крайслером»?
Слишком мало было общего и географически, и по продуктам, и так далее. А поднять марку на новую высоту очень сложно, даже если делиться технологиями. И третий момент: в связи со всеми этими причинами у них не было возможности смотреть за качеством и технологическим лидерством, поэтому с точки зрения технологии и качества ситуация не улучшалась.
По гарвардской статистике, успешная компания успешна,если всего лишь 52% решений успешны, а неуспешных – 48%. Можно ли это прокомментировать?
Я немного по-другому вижу эту ситуацию. Очень мало из тех решений, которые принимаются, можно назвать черными или белыми. В основном идут дискуссии, разговоры, при которых 52% аргументов за одно решение, а 48% – за другое, и в данный момент менеджеру приходится принимать решение исходя из 52%, хотя и 48% ему как-то больно отвергать. Я считаю, что недостаточно только принять решения, надо выполнить их так, как они приняты. Основная задача менеджера именно в этом – выполнить все принятые решения правильно.
Прибыль – это главный критерий?
Тут можно начинать и заканчивать с разных сторон (как в истории про яйцо и курицу). Например, можно говорить о том, что все должно быть подчинено желанию клиента, и если клиент доволен, тогда у нас будет прибыль и все будет хорошо. Можно с другой стороны подойти: наши сотрудники должны целиком и полностью нас поддерживать, одобрять все наши решения. И тогда, опять же, у нас все будет хорошо. Здесь можно разные стратегии выбрать и по-разному рассуждать, но результат все равно тот же.
Получается, вы ставите задачу фактически сами себе?
В принципе – да. Но цель ясна: предприятие должно существовать долго, успешно и прибыльно.
Меня радует, что я могу оказывать влияние на мировую автомобильную промышленность в целом и на экономику Германии в частности.
Но кто вам ставит задачу, как она формулируется?
Вообще-то задачу мы ставим себе сами. Все подчинено главной цели - созданию долгосрочного, успешного и прибыльного предприятия. Над нами - наблюдательный совет, который прежде всего решает, соответствует ли состав правления уровню компании, и следит за тем, чтобы наши решения отвечали всем требованиям законодательства. Раз в год мы предоставляем наблюдательному совету нашу стратегию на будущее, и он может одобрить ее или нет, и даже при необходимости може всех нас заменить, но при этом роль совета "совещательная", "реагирующая" и "контролирующая". То есть в оперативное руководство
Как большой капитан большого бизнеса, за что вы отвечаете? Как формулируют вам задачу акционеры?
Основной инструмент влияния акционеров - это общее собрание акционеров, где они могут что-то высказать. Но количество вопросов, которые решаются с согласия или с несогласия акционеров, очень ограничено. Основные статегии и оперативную деятельность ведет руководство компании. Что касается акционеров, то они в данном случае голосуют, как говорится, рублем: если они не согласны, они продают свои акции, если их все устраивает - покупают.
Вы названы одним из ста самых влиятельных людей планеты. Ощущаете силу своего влияния?
Меня радует тот факт, что я могу влиять на события внутри компании "Даймлер". "Даймлер" - это важная составляющая часть автомобильной промышленности и промышленности Германии. Значит, я могу оказывать влияние на мировую автомобильную промышленность в целом и на экономику Германии в частности. Но я не переоцениваю своего личного влияния как человека.
Вы всегда так много работаете, что даже нормально поесть некогда?
По-разному, но двенадцать часов в сутки - точно. С естественными потребностями организма приходится считаться, поэтому иногда прямо во время разговора нужно что-нибудь закинуть в топку.