26 Ноября 2014, 09:51

Пожалуй, наиболее красноречивой характеристикой нашего героя можно считать слова основателя и главы Google Лари Пейджа: «Если сегодня мне суждено попасть под колеса автобуса, я бы хотел, чтобы мои дела передали Илону Маску». К этому как-то даже и добавить нечего, но мы попробуем.

Сделай сам
Элон Маск
Предприниматель, изобретатель, миллиардер, инвестор, основатель, владелец, генеральный директор и главный инженер SpaceX, глава совета директоров Tesla Motors

Американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор; миллиардер, основатель, владелец, генеральный директор и главный инженер SpaceX, а также генеральный директор и глава совета директоров Tesla Motors.
Родился 28 июня 1971 г. и вырос в Претории (ЮАР). Изучал физику и бизнес в Пенсильванском университете.
Журнал Esquire включил Маска в список 75 наиболее влиятельных людей XXI века.
Журнал Forbes – в список 20 наиболее влиятельных CEO в возрасте до сорока лет.
Fortune Magazine назвал его бизнесменом года, а The Wall.
Street Journal – CEO года.
Был дважды женат.
Пять сыновей (двойняшки и тройняшки) от первой жены.

Илон Маск

Еще в бытность студентом-физиком университета Пенсильвании Илон Маск пришел к выводу, что наибольшее влияние на судьбу человечества будут иметь три фактора: развитие Интернета, переход на возобновляемые источники энергии и колонизация Солнечной системы. Между тем, за окном стояли ранние 90-е: Интернет раздавали по телефону, бензин покупали за гроши, а узнать о жизни внеземных колоний можно было из фильма «Вспомнить все». Завтра не наступало, Маск чувствовал себя застрявшим в Дне сурка. И тогда он решил: раз уж до будущего никому нет дела, он начнет создавать его своими руками.

Клуб мечтателей

Здесь важно понимать, что мы вовсе не пытаемся придать фигуре Маска большую монументальность. Напротив, это практически цитата. По его словам, история компании SpaceX начала свой отсчет, когда он вдруг поинтересовался — а когда, собственно, правительство планирует отправить пилотируемый корабль на Марс? Интернет в те годы был уже вполне состоявшимся, однако ни на сайте космического агентства, ни в других местах скопления информации об этом не было сказано ни слова. Как оказалось, на то были веские причины: когда Джордж Буш-младший поинтересовался у NASA, во сколько обой дется маленький шаг человека по песку Красной планеты, в агентстве попросили 90 дней на раздумья и по истечении срока выкатили счет в 500 миллиардов долларов. А поскольку никакой осязаемой выгоды для простых налогоплательщиков столь дальнее путешествие не сулило, о нем решили больше не вспоминать. Что характерно, никто так и не поинтересовался, почему вдруг стоимость одной экспедиции равняется годовому бюджету Австралии — космос же! А Илон поинтересовался.

Илон Маск

И оказалось, что доля материалов в бюджете космических программ составляет всего лишь 2%, остальное — добавочная стоимость, равномерно распределяемая между десятками научных центров, подрядчиков и правительственных организаций. Практически неисчерпаемый резерв для сокращения расходов и шанс для предприимчивого человека воплотить свои фантазии в металле — или из чего там делают нынче ракеты. В 2002 году Маск основал SpaceX и нанял 160 человек, которые немедленно приступили к первой фазе плана по колонизации Марса — созданию многоразовой космической ракеты.

Илон Маск

Карманные расходы

Нужно сказать, что к тому времени Илон уже мог считать себя успешным бизнесменом и очень состоятельным человеком. Системно зарабатывать деньги он начал едва ли не сразу после выпускного: вместе со своим братом Кимбалом Маском и партнером Грегом Керри в середине 90-х Маск основал пока еще безвестную Интернет-компанию. Поначалу актив компании насчитывал один компьютер и офис в ПалоАльто за 450 долларов в месяц — в 90-х цены на недвижимость были не те, что сейчас. В офисе ночевали (жилые апартаменты стоили дороже), компьютер днем работал в качестве веб-сервера, а по ночам превращался в рабочую станцию для программистов. В таких поистине спартанских условиях троица сообщников родила на свет сервис Zip2, который предоставлял онлайн-изданиям встраиваемые карты и бизнес-каталоги. Очень задолго до Google Maps, а потому с клиентов брали дорого.

Илон Маск

Презентация бизнес-плана Zip2 состоялась в 1996 году и была примечательна тем, что ее посетил Стив Джобс. Основатель Apple работал над схожим проектом, но у Маска получилось лучше. Несмотря на увлеченность конкурентной борьбой, два IT-специалиста нашли точки соприкосновения, и хотя их знакомство не переросло в крепкую дружбу, отзывались они друг о друге достаточно тепло. В 1999 году Zip2 был продан фирме Compaq, крупнейшему на тот момент производителю компьютеров. Сумма сделки составила $307 млн, из которых нашему герою достались $22 млн. Так Илон Маск к 28 годам стал мультимиллионером.

Илон Маск

Следующий Интернет-проект — платежную систему PayPal — Маск получил почти что в готовом товарном виде: помогло слияние с компанией разработчиком. Не все были согласны с этим шагом — объединение двух компаний было оформлено всего лишь через месяц после окончания работ над системой. Вопрос о рыночных перспективах оставался открытым. Но Илон верил, что дело выгорит. Верил настолько, что в 2000 году отказался от всех прочих направлений деятельности и распорядился сосредоточиться на продвижении PayPal. В итоге, два года спустя, систему продали создателям eBay за полтора миллиарда, из которых Маску досталось 165 млн. Почти десятина.

Я не имею ничего против получения прибыли, но неправильно делать из неё приоритет №1. Не очень умно зарабатывать больше денег за счёт сокращения инвестиций в перспективе разработки.

Эта, в общем-то, известная история раскрывает сразу несколько примечательных аспектов личности Маска. Прежде всего — чрезвычайно полезное сочетание уверенности в себе и умения рисковать. В поздних интервью он признавался, что оценивал шансы на успех «Теслы» и SpaceX менее 50% — и оба проекта в свое время находились в шаге от банкротства. А для осуществления сделки по PayPal Илону пришлось преодолевать значительное сопротивление в своих рядах — вплоть до увольнения президента собственной компании Билла Харриса. Впрочем, данное качество имеет и обратную сторону.

PayPal — изначальное название системы — отчего-то пришлось Маску не по душе. И он принял решение продвигать не сам сервис, а сайт x.com, к которому этот сервис был «прикручен». Что характерно, почти такое же имя, с разницей в один символ, носила популярная компьютерная игра о борьбе с инопланетянами, однако пользователи это не оценили. В адресе x.com им виделось что-то порнографическое, так что вскоре руководство компании было вынуждено пойти на попятную.

Илон Маск

Слухи о сложном характере Маска подтверждают и сотрудники, с которыми он постоянно контактирует. Поговаривают, что он не терпит переносов сроков выполнения работ, но посередине процесса может заявить нечто вроде «все фигня, начинаем заново». От сотрудников Илон требует полной самоотдачи и на тех, кто не выходит по субботам, смотрит как на прогульщиков. А чего, собственно, ожидать от человека, который в наиболее напряженные моменты производственного процесса работал по 100 часов в неделю?

Илон Маск

Марсианские хроники

Будучи очень богатым человеком, Маск всячески подчеркивает, что никогда не рассматривал деньги как самоцель. Они были инструментом для воплощения в жизнь амбициозных планов и одновременно их приятным побочным эффектом. Как бы там ни было, но уже в момент основания SpaceX Илон Маск обладал значительным капиталом. И хотя он был мизерным в астрономических масштабах правительственных программ (к примеру, запуск одного «Шаттла» стоил около миллиарда долларов), этих сбережений хватило для начала работы. Главной задачей на первом этапе стало создание собственной ракеты, удовлетворяющей двум условиям. Первое — достаточная мощность для доставки корабля на геопереходную орбиту, которая является отправной точкой в космических путешествиях — хоть к другим планетам, хоть к МКС. Второе — радикальное сокращение стоимости запуска, открывающее космос для частных компаний и инвестиций. А теперь немного цифр: за первые четыре года исследований в SpaceX было инвестировано 100 млн долларов — ничтожно мало в сравнении с бюджетом NASA. Однако этих денег хватило для победы в тендере того же NASA на доставку грузов к МКС. А затем он впервые споткнулся.

SpaceX

Путь к звездам таки оказался чертовски тернистым. Ради получения доступа к технологиям Маск трижды летал в Россию, пытаясь договориться о покупке двух межконтинентальных баллистических ракет — разумеется, без боеголовок. Но не срослось, а может, по ходу дела поменялась концепция. В общем, Илон решил опираться на собственные силы. Первую ракету Falcon 1 подготовили к 2006 году. Была она совсем небольшая и могла вывести на низкую орбиту лишь 500 кг груза — для сравнения, гагаринский «Восток» весил более 4 тонн. Бюджет SpaceX предусматривал возможность двух неудачных запусков — в третий раз ракета была просто обязана полететь. В соответствии с планом первые два старта оказались провальными, и третья попытка по накалу интриги могла посоперничать с финалом Чемпионата мира по футболу.

Думать о компании во сне и наяву — семь дней в неделю и без перерывов. Всегда оставаться максимально сосредоточенным на создании восхитительных продуктов будущего. Это именно то, что нужно делать на старте.

Долгожданное событие состоялось 3 августа 2008 года, была налажена интернет-трансляция. Через 2 минуты 39 секунд после взлета на глазах у десятков тысяч зрителей произошел сбой при отделении отработанной первой ступени, и Falcon 1 потерпел третью подряд катастрофу. А вместе с ним и перспективы SpaceX, и судьба подряда NASA. Во всяком случае, так думали многие.

Предвидя неудачу, Маск заранее нашел деньги еще на один старт. И ракета полетела, открыв дорогу коммерческому освоению околоземного пространства.

Falcon9

В 2010-м SpaceX представил новую, более мощную и практичную ракету Falcon 9 с грузоподъемностью до 20 тонн. Ну, не то чтобы представил — запустил, причем сразу с массогабаритной моделью собственного космического корабля Dragon, рабочая версия которого была введена в эксплуатацию в том же году. Dragon стал первым частным кораблем, состыковавшимся с Международной космической станцией. В рамках контракта с NASA произведено уже три запуска, в планах — еще как минимум 11. А тем временем в мае сего года Илон Маск лично показал общественности пилотируемую модификацию Dragon v2, рассчитанную на 7 космонавтов. До полной и безоговорочной былинности триумфа воли и разума не хватает лишь одного, финального аккорда. И он звучит так: созданный компанией Маска Dragon в настоящее время является ЕДИНСТВЕННЫМ кораблем многоразового использования в мире. Да-да, пока «Союзы» роняют на Землю лишь посадочные модули, коммерческий грузовичок Илона приземляется целиком и после непродолжительной подготовки снова готов воспарить над сводами небесной тверди. Такие дела.

Нужно быть готовым к тому, что компания может развалиться в любую минуту. Основать стартап — это как есть стелко и смотреть в бездну так как предчувствие неудачи никогда вас не оставит.

Казалось бы, вот они, успех и слава. Однако то, что многие сочли бы венцом карьеры, Маск считает полумерами. После одного из запусков он заявил, что не удовлетворится до тех пор, пока не научится возвращать для повторного использования обе ступени своих ракет. А это задача, которую не то что не решали раньше — ее даже не ставили перед собой! Между тем, в SpaceX уже анонсировали, что после шестого старта Falcon 9 каждый следующий запуск будет сопровождаться возвращением не только корабля, но и первой ступени.

Tesla

Солнце, которое всегда с тобой

На фоне космической программы SpaceX успехи Илона на Земле как-то меркнут. Подумаешь, запустил в производство первый в мире люксовый электромобиль. Но дело вовсе не в машинах, а в третьем слоне, на котором, по Маску, зиждется светлое будущее человечества. Tesla Model S — только начало. Бесплатные станции быстрой зарядки, вырастающие на территории США, — продолжение, но далеко не финал.

Наибольшим благом от появления Tesla сам создатель считает радикальное приближение необратимых изменений в структуре потребления энергоресурсов на транспорте. После анонса первой модели Roadster глава GM Боб Лутц собрал своих инженеров, которые убеждали его в невозможности построить коммерчески успешный автомобиль. «Если маленькая контора из Калифорнии с письменным столом и счетами может такое, почему не можем мы?» — за дословность не ручаемся, но примерно такой вопрос задал мистер Лутц. И инженеры пошли искать ответ. Чуть позднее к GM подтянулся Nissan, а сегодня можно и не упомнить всех появившихся в последние 5 лет электромобилей. Кроме того, Tesla поставляет электромоторы и аккумуляторы «Тойоте» и «Даймлеру» — последний даже приобрел 4,3% акций компании Маска.

Первым, кто разобрался, что собой представляет сервис ZIP2, был Стив Джобс — в январе 96-ого, когда мы тлько представляли свой бизнес — план. Многие в то время даже не понимали, что такое интернет, и никто не пытался заработать с его помощью.

Сам же Маск считает, что появление «Теслы» на 10–20 лет приблизило тотальную электрификацию транспорта. А чтобы большим автоконцернам было легче сделать неизбежный выбор, в Tesla Motors заявили об открытии всех патентов на разработки электромобилей. Были ли в истории еще случаи, когда бизнесмен всеми силами старался вырастить себе конкурентов? Кстати, недавно компания зарегистрировала буквы E, X и Y в качестве торговых марок, а совсем скоро модельный ряд будет расширен за счет недорогой модели стоимостью около 30 000 долларов.

Илон Маск

Новейшее предприятие Илона Маска по состоянию на 2014 год — Solar City, компания, на выгодных условиях сдающая в лизинг солнечные батареи для частных хозяйств. Заявленная цель — снижение первоначальных капиталовложений при переходе на солнечную энергетику, которая, по прогнозам компании, в следующие 20 лет займет более 50% рынка.

Илон Маск

Тайна личности

Говорят, у каждого успеха свой секрет. Секрет успеха Маска кроется в умении мыслить на некоем высшем уровне, объединяющем абстрактные конструкции (задачи, концепции), поиск инженерных решений и тонкое чутье бизнесмена. Еще одна важная составляющая — полная уверенность в себе. Подобное сочетание позволяет Маску идти на риск, который остальные сочли бы огромным, и добиваться желаемого результата. Однако эта свойственная великим людям непогрешимость имеет обратную сторону. У Илона были две жены — писательница и голливудская актриса — и обе не прижились. Одной из них он как-то заявил, что если бы она была его подчиненной, он бы, не колеблясь, ее уволил. Не очень любят своего шефа и некоторые сотрудники – за то, что Маск не умеет слушать. Помимо сугубо психологического дискомфорта такой подход негативно влияет и на эффективность работы всей команды. Которую глава SpaceX и Tesla всегда подбирал очень тщательно. Возможно, иначе просто не бывает – когда ты столько раз оказываешься прав…

А еще о нем сняли кино. Называется «Железный человек». Сюжет прост: гений-альтруист борется со злом на стороне добра. Вроде бы побеждает. Как сказал бы физик, корреляция налицо.

Август 2014
Журнал «Автомобили»