К юбилею принято произносить речи. Если дата особо торжественная – а как иначе назвать 120-летие автомобильной фирмы? – и речь, как правило, ожидается под стать моменту: плавная, благостная, без всякого упоминания об острых углах, которых в жизни всегда хватает. Наша беседа с главой представительства «Шкоды» в России Любомиром Найманом получилась совсем другой – деловой и сугубо конкретной. И верно, в кризис некогда демагогию разводить, дело надо делать.
А маржинальность осталась? Некоторые жалуются, что у них машины продаются в минус.
Мы должны стараться, чтобы дилер работал с маржой. В 2014 году «Шкода», с точки зрения маржинальности дилеров, показала весьма позитивные результаты. В этом году сложнее, потому что давление рынка усилилось, но мы по-прежнему стараемся, чтобы наш дилер был в плюсе. В основном, конечно, за счет сервиса.
Так вы будете болеть за русских, а не за чешскую команду?
Конечно. Для нас, как спонсоров, это очень важная тема. Потому что мы сосредоточены только на хоккее, мы никакие другие виды спорта не поддерживаем. Хоккей – наш спорт. А по исследованиям, «Шкода» является спортивным спонсором номер один в России, и ваше население в первую очередь именно нас называет среди всех спонсоров по всем другим видам спорта вообще. Мы всегда приглашаем наших партнеров, наших дилеров, наших клиентов на эти мероприятия. Всем это нравится. Никто не хочет шляться по Африке, все хотят на хоккей.
А какие мероприятия вы все-таки будете поддерживать? Что с хоккеем?
Продолжаем работу. Мы подписали в конце 2014 года новый договор с федерацией хоккея, с господином Третьяком, на четыре года. Хоккей сейчас очень серьезная тема в России. Весной вернулись из Чехии с Чемпионата мира и собираемся теперь в Москву в 2016 году, на новый чемпионат. И мы надеемся, что ваша сборная по хоккею победит, что будет большим праздником для всех.
А когда все-таки начнется рост на нашем рынке?
Наши дилеры говорят, что мы достигли дна. Надеемся, что продержимся лето и потом начнем расти. Но я бы сказал, что в целом стагнация продлится еще минимум год. Все зависит, повторю еще раз, от курса рубля. Это абсолютная база не только для нашего бизнеса, а для всей экономики России, я так думаю. Колебание курса вызывает колебание клиентов, которые теряют почву под ногами и начинают метаться – покупать, не покупать.
Русские вам уже понятны, как покупатели «Шкоды»?
Многие клиенты покупают глазами – серьезный феномен нашего рынка. Но наш клиент чуть-чуть другой. Он очень информированный, он знает, сколько сантиметров длины мы добавили, на сколько литров увеличился багажник. Он все проверяет и хочет себя убедить, что его покупка выгодна. И он не хочет тратить деньги за то, что он не может измерить, увидеть и потрогать. Это тот самый прагматичный подход, мы это знаем и хотим нашему клиенту всегда предоставить максимум возможного. Конечно, с новым дизайном, который у нас появился с приходом Йозефа Кабаня и появлением наших новых моделей, уже появилось много людей, которых привлекает новый облик «шкодовских» машин – современный, динамичный, агрессивный. Конечно, можем спорить про новый «Суперб», но мне лично он очень нравится и с точки зрения дизайна. А впереди у нас внедорожник. Все будут в шоке, когда увидят эту машину.
Пара ваших конкурентов покинула поле боя. Подберете их клиентов?
Вы знаете, мы всегда с уважением относимся к конкуренции. Поэтому с точки зрения рынка это плохой сигнал. Рынок должен быть бурным, разнообразным и надежным для клиентов. Но это наш сегмент, и мы, конечно, через наших дилеров будем работать с этими клиентами. Мы разработали уже несколько программ.
В чем сила бренда «Шкода»?
Я бы сказал, в прагматизме. Потому что наш средний покупатель, я не говорю про Россию, а рассуждаю в общих категориях, относится к машинам с позиций жесткого здравого смысла. Сейчас один из важных мировых автомобильных супертрендов заключается в том, что автомобиль перестает быть вещным символом материального процветания человека, перестает указывать на его статус и положение в обществе. Появилось поколение людей, которые вообще отказываются от машин. В Лондоне, например, 40% взрослого населения не являются владельцами автомобилей. А в Америке многие вообще только с кредитками бегают по городу и берут машины напрокат. И таких трендов много. И в этом, кстати, наш шанс, потому что мы всегда исповедовали принцип прагматизма. Мы всегда делали ставку на надежную, крепкую машину, которая не ломается, и которая всегда предлагает клиенту больше, чем он ожидает. Если 25 лет назад в Великобритании у нас была лояльность клиентов 10%, то сегодня она достигает 90%! Девять из десяти наших английских покупателей автоматически выбирают нашу машину, даже не задумываясь о других марках. Вот такая удовлетворенность клиента – самый большой приоритет нашего бренда. Главное, чтобы человек был доволен и вновь вернулся к нам. В России мы опять же в середине, у нас 53% лояльных клиентов.
На некоторых рынках продаете больше, чем «Фольксваген»?
Да. Сейчас с помощью всех технологий и ноу-хау «Фольксвагена» мы очень быстро развиваемся самостоятельно. У нас серьезная техническая база, мы совершенствуем двигатели, коробки передач. И показательно, что мы вышли, так сказать, в первую лигу, в лигу чемпионов автостроителей, когда в прошлом году продали миллион машин. Сейчас надо держать этот курс, чтобы через пару лет выйти на показатель полтора миллиона. Это наша цель.
«Шкоде» в этом году 120 лет. Как помогает в бизнесе то, что компании 120 лет? Или это просто приятный факт?
Компаний, которые работают 100 или 120 лет очень мало даже в мировом масштабе. Поэтому это уже само по себе нечто очень важное. Мы пережили несколько серьезнейших кризисов, две мировые войны. И это значит, что у нас серьезная база, надежный фундамент, благодаря которому марка развивается. Но главное всегда – это персонал и гордость сотрудников за дело, которому они посвятили свою жизнь, их самоотверженность и самоотдача. Особенно это впечатляет по отношению к маленькому городу с 50-ю тысячью человек – говорю про Младу-Болеслав в Чехии, откуда все началось. Уже много поколений работало и работает на этой фабрике. За небольшие деньги, если быть справедливым. Но энтузиазм, эмоции людей и, конечно, компетенция и ответственность держит этот бренд. Сейчас с помощью «Фольксвагена» мы еще быстрее пошли вперед. Если вспомнить, то в 91-м году мы обслуживали где-то 30 рынков, а сейчас сто, пришли в Китай, где продаем около 300 000 машин.
Вы лично в России четыре года. Каковы ваши главные итоги, радости и разочарования?
За четыре года мы прошли непростой путь – и вверх, и вниз, так что многому научились. Узнали, что значит бурное развитие рынка, а потом столкнулись со стагнацией. Сейчас мы вместе с рынком снижаем наш объем продаж. Это, конечно, дает и бренду, и всем нашим сотрудникам много важного опыта. С точки зрения бизнеса мы за это время полностью обновили модельный ряд: представили новую «Октавию», совершенно новый «Рапид» и обновили «Йети». Сейчас мы ждем запуска «Суперба». С позиции развития бренда мы идем по плану и стремимся к нашей мечте – закрыть модельную линейку новым внедорожником.
Но на чем удается экономить?
Экономить сложно. У нас меньше средств, чем было, и мы просто должны их эффективнее использовать. Пока, с точки зрения маркетинга, работаем активно. С февраля стараемся резко не снижать затраты. А то, что мы могли в рамках нашего бюджета срезать, мы уже, конечно, срезали.
А насколько поднялись цены на ваши автомобили с осени прошлого года?
Где-то около 20-23%. Средний показатель по рынку, потому что есть бренды, которые очень резко, на 30%, подняли цены. Мы хотим дышать в унисон с рынком, хотим существовать, но, конечно, курс рубля играет в этом плане против нас.
Кто-то из них закроется?
Конечно. Маленьким дилерам, если рынок упал на 60-70%, очень трудно выжить. Но мы пока никаких больших банкротств в нашей сети не видели.
Вы как-то дилеров поддерживаете, или они должны сами разработать для себя кризисные стратегии?
Мы уже в апреле заявили нашу программу поддержки дилеров. Пересмотрели все наши процессы, все наши требования, даже приостановили разработку нового дизайна, ребрендинга наших шоурумов. Всем, чем можно пожертвовать в это время с точки зрения наших требований, мы пожертвовали. Исходя из обратной связи с нашими дилерами, в третьем квартале мы еще немного ослабим наши стандарты. Идет постоянная работа. Мы всегда хотим открыто говорить с нашими дилерами, слышать их, готовы рассматривать все их предложения.
Кризис грянул нежданно?
Никто не планировал глубоких потрясений, ведь мы вышли из мирового кризиса где-то в 2009–2010 году. И потом в России кризис всегда был чуть-чуть другим: резко вниз, резко вверх, а через год все выравнивалось. Но снижение рынка мы отметили уже с сентября 2012 года. И потихоньку уже третий год постоянно идем вниз и вниз. Поэтому для сохранения эффективности нашего бизнеса от нас сейчас требуются большие усилия, и мы вынуждены буквально с кровью срезать затраты.
А что радует?
Радует то, что сложилась отличная команда. Мы сумели построить хорошие отношения с нашими дилерами. А для нас крайне важно, чтобы дилер был нами доволен. И конечно, в центре внимания всегда стоит клиент. Мы следим за клиентами, постоянно анализируем и исследуем рынок, и получаем полную информацию о восприятии и оценках наших моделей, всей нашей работы.
А разочарования?
Конечно, сейчас рынок не радует. Совсем недавно мы надеялись, что Россия выйдет на первое место в Европе, но надежды наши не оправдались. Мы, как часть «Фольксваген Груп», инвестировали серьезные деньги в Калугу, в Нижний Новгород. В Олимпиаду вложили большие средства – как единственный спонсор из-за рубежа. И определились с долгосрочной стратегией: «Фольксваген» уходить не собирается и будет продолжать развивать свой бизнес. Например, скоро откроется завод двигателей.