"Что было?", "Что есть?" – задавать эти вопросы в сегодняшнем "реактивном" мире уже почти противоестественно. Остается поинтересоваться "Что будет?" Ответ "на полях" Франкфуртского автосалона держала Линда Джексон, главный исполнительный директор Citroen
Что держит Citroen в России, несмотря на резкое сокращение объемов продаж автомобилей марки (-72% за восемь месяцев 2015 г.) и неясные перспективы нашего рынка?
Мы приняли решение сохранить не только присутствие на российском рынке, но и наше предприятие [под Калугой], находя в сложившейся ситуации равновесие с рентабельностью вплоть до момента возобновления роста продаж и появления в нашей гамме моделей, которые соответствовали бы запросам покупателей. Наша стратегия именно такова. Она не предполагает ухода с рынка, поскольку в противном случае вернуться будет крайне сложно. Сейчас мы очень интенсивно работаем над сокращением издержек. Это касается и себестоимости производства, и персонала, и маркетинга.
Одним урезанием расходов ситуацию не исправить. Необходимы востребованные российскими покупателями модели...
На нашем стенде можно видеть концепт Aircross. Это видение Citroen модели сегмента кроссоверов, которая должна быть в нашей гамме. Но, к сожалению, это не произойдет со дня на день. Есть определенная последовательность шагов в наших планах. 2015-й стал для Citroen началом переходного периода.
Марка DS теперь выделена в отдельный бренд, что заставило пересмотреть и производственные планы, которые изначально составлялись совместно для Citroen/DS. Так или иначе, в течение двух ближайших лет появятся три новые модели, а также будет подготовлен план, соответствующий новому позиционированию марки Citroen и требованиям российского рынка в частности. Сейчас, конечно, нам приходится заниматься тактикой, чтобы выжить, но я намерена выстраивать и более отдаленное будущее марки.
Какой Вам видится ситуация на мировом рынке через 10 лет?
Если бы у меня был магический хрустальный шар, я бы занималась чем-нибудь другим. Говорить о ситуации через 10 лет в глобальном плане очень сложно, поскольку ситуация меняется от рынка к рынку. В отношении России все зависит от положения в экономике.
Но, откровенно говоря, ответить на этот вопрос невозможно. Можно прогнозировать только в самом общем плане о продолжении роста рынка Китая, стабилизации в Европе.
Есть еще рынок Южной Америки, где сегодня, как и в России, очень сложная ситуация. Как мы выстраиваем прогнозы на среднесрочный период? Используем аналогии с тем, что происходило в прошлом на тех или иных рынках.
Предполагаете ли Вы в будущем ожесточенное соперничество европейских автопроизводителей и Citroen в частности с китайскими компаниями?
В Китае уже присутствуют все основные мировые автопроизводители, и есть собственно китайские компании. Я склоняюсь к тому, что на этом огромном рынке места хватит всем. Китайцы также могут использовать свою производственную базу не только для внутреннего рынка, но и региона юго-восточной Азии. Что касается конкуренции со стороны китайских компаний в Европе, то здесь многое зависит от себестоимости производства.
Выгоднее производить там, где ты реализуешь свою продукцию. Это, кстати, относится и к России. А по поводу разговоров о возможной китайской угрозе, нашествии [на сложившиеся рынки], то замечу, что конкурентоспособность определяется и силой конкретного бренда, его выраженной индивидуальностью, с чем у китайцев имеются проблемы. И этот фактор должен сыграть. Это ведь совсем непросто, создать марку с собственным лицом, как у Citroen. Требуется время для появления некоего исторического багажа...