5 Октября 2021, 15:44

Мы беседуем с Ксавье Дюшманом, старшим Вице-Президентом и Генеральным Директором по региону Евразия ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС», фактически вторым человеком в концерне Stellantis. Его штаб-квартира находится в Москве. И это многое объясняет.

Ксавье Дюшман: Мы не видим угроз – мы видим возможности
Ксавье Дюшман
Старший вице-президент и генеральный директор по региону Евразия ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС»
  • Выпускник Высшей коммерческой школы Парижа. Имеет международный опыт в области продаж и маркетинга.
  • Начал свою карьеру в Citroёn в 1991 году. С 2003 по 2005 г. г. занимал должность управляющего директора Citroёn Австрия, а с 2005 по 2008 г. г. — Citroёn Великобритания.
  • С 2009 по 2012 г. г. был директором по маркетингу Citroёn. В 2009 году отвечал за запуск премиальной линии DS в рамках бренда Citroёn.
  • С 2012 по 2017 г. г. занимал пост управляющего директора Peugeot Франция.
  • С 2017 года по 2018 г. г. отвечал за розничную торговлю Groupe PSA в Европе.
  • С марта 2018 г. по февраль 2021 г. — старший вице-президент по маркетингу и продажам Opel Vauxhall.
  • С февраля 2021 года — старший вице-президент и генеральный директор по региону Евразия ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС».
  • Владение языками: французский — родной, английский — свободное владение, русский — начальный уровень.

— Stellantis — это абсолютно новое имя. Будет ли этот бренд продвигаться или же останется известным узкому кругу?

- Stellantis — это новый бренд. Это группа, которая на глобальном уровне включает в себя 14 автомобильных брендов, а в регионе Евразия дополнительно представлены еще 3 бренда запчастей и сервисного обслуживания: Mopar, Eurorepar и Eurorepar Car Service. В России Stellantis представлен такими автомобильными брендами, как Peugeot, Citroёn, Opel, Jeep и Fiat Professional, на Украине к ним добавляется премиальный бренд DS Automobiles. Мы предпочитаем фокусироваться как раз на брендах.

— По вашему мнению, Россия требует какого-то особого подхода в автомобильном бизнесе или у нас тут все стандартно?

- В России сейчас огромную роль играет локальное производство. Быть сильными в России — значит, локализоваться на месте здесь и сейчас. В настоящее время на нашем заводе в Калуге мы производим Peugeot, Citroёn и Opel, и скоро к ним добавится также Fiat. Что касается подхода к делу, то здесь прежде всего хочу отметить очень высокий уровень профессионализма дилеров наших брендов, сравнимый с европейским. Обеспечивать высокое качество продукта и сервисов — залог успеха любого бизнеса, им мы и руководствуемся.

— Теперь бренды будут действовать так же, как они работали не входя в Stellantis или по-новому? Возможен ли синергетический эффект от слияния в рамках именно российского рынка?

- Бренды, конечно, будут работать независимо, потому что мы намерены поддерживать большую и широкую линейку продукта, которая подходит разным клиентам. А у дилерских центров рентабельность должна вырасти — теперь у них появилась возможность продавать автомобили других наших марок.

Соответственно, синергетический эффект мы уже получаем в рамках нашего центрального офиса здесь, в России: у нас один на все бренды департамент финансов, пиара, В2 В, запчастей, HR, IT. И конечно же, благодаря тому, что наша команда усилилась, мы становимся более эффективными, сильными и готовы выработать оптимальные решения для развития всех наших бизнесов.

Еще один важный момент. У нас огромную роль играют корпоративные продажи. И благодаря тому, что у нас в группе большое количество брендов и моделей на все вкусы, желания и потребности, у наших клиентов — огромный выбор. Если нашим клиентам нужен полноприводный внедорожник, он выберет Jeep, если компактный фургон, то перед ним наша огромная линейка коммерческих машин, если технологичный и яркий городской кроссовер, то идеально подойдет Peugeot 3008, а для семейного автомобиля отличный выбор — практически любая модель Citroёn. Можно сказать, что мы готовы полностью удовлетворить любые потребности наших клиентов.

— То есть был магазин, а стал супермаркет. Но модели разных брендов все-таки пересекаются по характеристикам. Каннибализм внутри компании вас не беспокоит?

- Возьмем такой пример. Вот наш Fiat Doblo — небольшой, компактный коммерческий автомобиль. У Citroёn и Peugeot есть похожие версии. Но на самом деле схожесть весьма относительная. У каждого автомобиля — своя индивидуальность, свое наполнение, свой набор опций. Например, на Opel у нас имеются такие опции, которых не найти в Peugeot и Citroёn. Каннибализации здесь нет — у нас очень хорошо выстроена работа маркетинга, мы максимально разводим похожие модели всех наших брендов. И надо сказать, это дает результаты, в текущем году наши продажи в целом в Евразии выросли на 65%, а в России рост еще выше — 83%. И прогрессируют абсолютно все бренды. Фактически мы видим, что отвоевываем долю рынка у наших конкурентов.

— А как вы их позиционируете, какую разницу подчеркиваете?

- Если говорить конкретно, то Opel — это немецкий бренд, который продвигает немецкие ценности, он практичный, в меру эмоциональный, и дизайн у него абсолютно немецкий. Видны немецкий подход, немецкая эргономика, немецкое качество. Peugeot — более эмоциональный бренд с невероятным дизайном, который производит wow-эффект. Если говорить о Citroёn, то это преимущественно бренд и семейный, и для креативных людей, которые ищут что-то особенное, с нестандартными, но очень практичными решениями в дизайне. Ну, Jeep, понятно, американский стиль, от которого веет духом свободы. Он для любителей путешествовать и смелых личностей, уверенных в себе и любящих активный образ жизни. А Fiat Professional — в основном коммерческий сегмент.

— Какие цели вам ставит господин Таварес, глава Stellantis, и какие цели в связи с этим вы ставите брендам?

- Наша основная задача, на которую направлена долгосрочная стратегия развития в России, — остаться здесь навсегда. Именно поэтому мы развиваем наш завод в Калуге. Наши автомобили, которые мы выпускаем на предприятии «ПСМА Рус», теперь будут поставляться в том числе и в Европу, на экспорт.

Там же производим дизельные двигатели. Надо отметить, что Stellantis — единственная компания в России, которая делает дизельные двигатели для пассажирских автомобилей. Мы достаточно много инвестируем в Россию, и один из важных факторов — создание рабочих мест. За счет расширения производственных мощностей в этом году мы примем тысячу новых сотрудников в Калужской области.

А в ближайшем будущем мы наладим на калужском заводе производство нового Fiat Scudo для поставок в Европу. Это еще одно свидетельство того, как надолго мы хотим здесь закрепиться.

Позиция российского автомобильного рынка в мировом рейтинге варьируется год от году, но для нас он остается стратегически важным.

— Вы прогнозируете его рост? И в какой мере?

- Россия — огромная страна с огромным потенциалом, с этим невозможно не считаться. Это справедливо и для пассажирских, и для коммерческих автомобилей. Мы прогнозируем, что к 2030 году здесь будет продаваться гораздо больше двух с половиной миллионов автомобилей, как сейчас.

— И какие планы по увеличению доли рынка, по количеству?

- Наша цель — примерно четыре-пять процентов российского рынка в сумме для всех брендов Stellantis.

— Хозяйство у вас беспокойное и не самое мощное с точки зрения силы брендов. Это видно по продажам и долям рынка. Не секрет, что за последние годы ваши бренды вели себя не очень активно и временами странно — я свидетель. Вы знаете что-нибудь о таких ошибках?

- Мы, если честно, не смотрим в прошлое. Прошлое остается в прошлом. Мы находимся в нынешних обстоятельствах. У нас сильная команда. Я уверен в своей команде, которая здесь сейчас работает. Я уверен в дилерах, которые сейчас с нами работают и которые показывают очень хорошие результаты, в том числе по качеству на всех уровнях — и обслуживания, и предоставления услуг. Мы будем двигаться поступательно. У нас есть четкий и достаточно сильный план развития производства, модельного ряда и дилерской сети. И я уверен, что, основываясь на тех результатах, которые сложились на сегодняшний день, в дальнейшем мы будем их только наращивать.


— А какой из ваших брендов развивается сейчас наиболее активно?

- Начнем с Opel. Как вы знаете, Opel вернулся в Россию два года назад. На сегодняшний день у нас предложений на дилерство даже больше, чем мы ожидали. И по статистике Opel — это, пожалуй, один из самых быстро растущих брендов.

— Когда GM уходил и уводил с собой Opel, многие очень сожалели об этом, потому что наши люди любили Opel. И до сих пор помнят его.

- Да, мы тоже видим, как люди рады возвращению Opel. И мы сделаем всё, для того чтобы эту любовь вернуть и приумножить.

— «Астру» привезете наконец?

- Да, в следующем году. А Opel Zafira, выпущенный в Калуге, будет отправляться в Европу, в частности в Германию.

— Хорошо, а как обстоят дела с французскими марками и моделями?

- Если говорить о Peugeot и Citroёn, то в их линейке есть в том числе и коммерческие автомобили, и эти бренды также сконцентрированы на В2В-продажах.

Уже сейчас у нас есть превосходные, можно сказать, уникальные продукты, которыми мы очень гордимся. Это наши микроавтобусы Traveller, и Space Tourer, и Zafira Life. При этом у них есть и коммерческие версии — Expert, Jumpy, Vivaro. У нас хорошие продажи этих автомобилей и производятся они в Калуге. Важно отметить, что качество сборки этих автомобилей — а мы провели исследования с немецкими дилерами — оказалось чуть ли не выше европейского. Собственно, именно поэтому в результате тендера наш завод в Калуге был выбран для производства этих моделей для поставок в Европу. Так что этим можно гордиться.

— Можно сказать, что это сенсационный факт. А какие вы чувствуете здесь в бизнесе угрозы? Угрозы в терминологии SWOT-анализа.

- Хочу еще раз подчеркнуть, что у нас в России действует производство и это очень мощный актив. И здесь мы производим наши коммерческие автомобили. А коммерческие автомобили Stellantis — это очень сильное преимущество, потому что мы эксперты в этом направлении. Stellantis — номер один в Европе, наша доля рынка в 2020 году превысила 20 процентов. В первом квартале 2021 года Stellantis стал лидером сегмента LCV в Европе с долей 34,3%, а в России мы вошли в Топ-3 по продажам коммерческих автомобилей среди иностранных производителей. Я могу с чистой совестью утверждать, что Peugeot Expert, Citroёn Jumpy и Opel Vivaro — одни из лучших в классе! Относительно угроз в терминах SWOT-анализа: мы не видим угроз — мы видим возможности.

— Сегодня наш рынок — рынок продавца. Образовался дефицит автомобилей, и поэтому по многим брендам мы видим, как люди практически стоят в очередях, а продавцы ведут себя по-хамски, на что многие жалуются. Вы в курсе этой ситуации?

- Дефицит вызван глобальным кризисом с комплектующими компонентами, с полупроводниками. И конечно же, мы видим, как растут цены здесь, в России. С одной стороны, мы таким образом выстроили работу с дилерами, что чем лучше они отработают с клиентом, тем больше преференций получат. И эта система работает.

С другой стороны, мы здесь, в России, достаточно хорошо защищены, и за счет производства негативный эффект дефицита сглаживается. У нас нет такой жесткой ситуации, как на остальном рынке.

Надо сказать, что калужское производство пострадало в меньшей степени, и в этом году по сравнению с прошлым годом оно выросло в четыре раза.

— В четыре раза? То есть на 400 процентов?

- Да. А в следующем году мы хотим увеличить производство еще в два раза.

— Как мы видим, всю Европу охватила навязчивая идея электрификации. Все рапортуют о своих электрических планах. А есть какие-то планы по выводу электромобилей в России?

- Вы совершенно правы, электрификация — сейчас глобальный тренд. Мы не можем отставать от всего мира. Но для России это вопрос не настоящего, а будущего — ближайших двух лет. У нас есть технологии и электрические, и на водородных элементах. Если в России государственная поддержка будет на должном уровне, начнет развиваться инфраструктура, то мы готовы привезти эти модели сюда, но пока в этом направлении изучаем разные сценарии развития.

— Вы, как европеец, лучше знаете, что в Европе происходит. Нам не совсем понятно вот это сумасшедшее желание побыстрее заменить углеводородные технологии на электрические и выбросить двигатель внутреннего сгорания на помойку. Потому что у электрических технологий тоже есть масса проблем, в том числе экологическая, связанная с утилизацией батарей. А еще получение необходимого количества электрической энергии взамен соляроидной тоже под вопросом. Отчего такая истерика?

- Мы тоже были удивлены темпом, который набрала тема электрификации в Европе. И осознаем все сложности, связанные с электрическими автомобилями. Но как производители должны адаптироваться. Нам поставили условия, у нас нет вариантов.

— У нас, что называется, у народа, нет мощного запроса на электрический автомобиль. И у простых европейцев тоже ведь нет такого явного запроса: «дайте нам электрический автомобиль»?

- Да, это в основном инициатива политиков, сверху. Всё направлено на снижение СО2, и это мировая тенденция, и все хотят быть впереди. Поэтому такое огромное давление на автопром, в частности, в Европе.


Тема номера: Рождение сверхновой [Содержание]