25 Января 2018, 11:00

В конце 2016 года правительство объявило о мерах поддержки коммерческого транспорта, и удельная поддержка из госбюджета на каждый LCV оказалась кратно выше, чем в сегменте легковых автомобилей.

Михаил Семенихин: «У нас традиционно есть не один, а два, иногда три плана»
Михаил Семенихин
руководитель марки VW-коммерческие автомобили в России
Чем определялась расстановка сил в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2017 г.?

В конце 2016 года правительство объявило о мерах поддержки коммерческого транспорта, и удельная поддержка из госбюджета на каждый LCV оказалась кратно выше, чем в сегменте легковых автомобилей. Эта агрессивная и непропорциональная поддержка в адрес локальных производителей, несомненно, сказалась на росте продаж «ГАЗелей», выпускаемых в России легких коммерческих моделей Ford и отчасти Mercedes-Benz. Именно они показали мощный рост. С одной стороны, это хорошо. С другой – доля субсидируемых продаж в портфеле наших конкурентов, по нашим оценкам, достигла 25-30%. Иными словами, рост обеспечивался во многом не благодаря чисто рыночным механизмам, а с помощью государственных инъекций. Их прекращение или ограничение может крайне негативно отразиться на локальных производителях. Между тем, ясности в отношении таких программ господдержки на 2018 г. пока нет. Мы – чистый импортер и продолжаем строить свои программы стимулирования сбыта с использованием таких чисто рыночных механизмов как традиционные кредитование, лизинг, сервисные контракты. Развитость финансовых инструментов – хорошая предпосылка для того, чтобы даже клиенты с незначительными доходами за счет более низкой кредитной ставки, которая есть на рынке, а также за счет субсидирования из бюджета самих автопроизводителей могли себе позволить новый автомобиль с достаточно небольшими ежемесячными платежами. Даже у нас, часто работающих с юридическими лицами, которые реже покупают машины в кредит, доля кредитных продаж достигает 20%.

При немалой цене VW Caddy вышел в лидеры среди компактных многофункциональных моделей иностранных брендов. Чем это объясняется?

Мы предлагаем Caddy во всем его многообразии: бензиновые и дизельные версии, полноприводные, варианты от очень утилитарных для перевозки грузов до люксовых семейных. Как ни странно, порядка 60% продаж Caddy обеспечивают частные клиенты. Для модели доступны многие опции, которые характерны для автомобилей более высокого класса, такие как мультимедийные системы, навигация, чья стоимость в пакете весьма умеренна, на что обращают внимание клиенты, приобретающие Caddy как автомобиль двойного назначения. Кроме того, в 2017 г. в Москве мы начали выходить в совершенно новый для нас и весьма емкий сегмент такси, поскольку среди клиентов MPV востребованы, а предложение на рынке ограничено. Стоимость Caddy остается в идеальном коридоре по отношению к основным конкурентам. Клиент это видит и готов платить умеренную премиальную наценку за нашу модель.

Насколько хорошо воспринят рынком обновленный Amarok?

Результаты существенно превзошли наши ожидания. Так спрос на появившиеся в мае топ-версии пикапа с новым дизельным V6 более чем втрое превысил планировавшиеся показатели, и доля таких Amarok достигла 70%. На сегодня все пикапы с V6 уже законтрактованы. Эта версия рассматривается клиентами как полноценная альтернатива тяжелым внедорожникам. Понятно, что ажиотажный спрос не может длиться вечно, и в 2018-м мы ожидаем, что доли продаж Amarok с 4-цилиндровыми двигателями и V6 распределятся примерно поровну.

Насколько серьезно вам придется перекраивать бизнес-планы в случае утверждения правительством существенно повышенных ставок утилизационного сбора?

У нас традиционно есть не один, а два, иногда три плана. В случае самого негативного сценария мы задействуем план «Б». Микст моделей в нашем портфеле несколько изменится в пользу тех, которые будут в меньшей степени затронуты утилизационным сбором. Но и план «Б» предусматривает рост продаж, хотя бы потому, что заявлено о сокращении вдвое госсубсидий, выделяемых на поддержку локального производства автомобилей. Кроме того, дополнительные объемы продаж нам принесут новинки. В 2018 г. в семействе Crafter появляется долгожданные полноприводная версия и версия с полной массой 5 т, а также уникальный продукт, вариант с полной массой 5,5 т. В группе Т6 появится ограниченная серия Join на базе Сaddy и Multivan, посвященная чемпионату мира по футболу.