Заместитель генерального директора «Хавейл Мотор Рус» об опыте работы в BMW и Land Rover, об отсутствии контактов с Минпромторгом и о самой обычной человеческой жадности
-
Михаил Роткин, заместитель генерального директора «Хавейл Мотор Рус».
-
С 1993 по 1998 год – региональный менеджер MARS.
-
С 1999 по 2001 год - региональный менеджер отдела продаж и развития дилерской сети «БМВ Русланд Трейдинг».
-
С 2001 по 2006 год – директор по продажам «Ягуар Ленд Ровер».
-
С 2006 по 2014 год – заместитель генерального директора а/ц «Галф».
-
В Haval с 2014 года.
С. Арбузов Открывая продажи в конце июня, вы говорили, что планировали запустить субкомпактный кроссовер Н2 только в 2016 году, а компактный H6 вообще был под вопросом после многочисленных негативных отзывов журналистов. Место H6 должен был занять представленный весной в Шанхае H6 Coupe. Между тем, уже с июля наряду с Н9 и Н2, и Н6 поступили в продажу. Почему переиграли ситуацию?
М. Роткин Одно время мы хотели снять H6 с производства, но в Китае эта модель продается очень хорошо, потенциал ее не исчерпан, поэтому нам дали разрешение торговать Н6.
С. Арбузов А по какой причине H2 поступил в продажу в июле?
М. Роткин Очень просто, в первой партии заказанных машин были 3 модели: Н2, Н6 и Н9. Кстати, в декабре нам привезут и четвертую – H6 Coupe для сертификации (в двух экземплярах). Модель начнет продаваться в третьем квартале 2016 года. В «Крокусе» в 2016 году мы выставим H7, который вы видели в Шанхае.
С. Арбузов Как раз в Шанхае я брал интервью у г-жи Фэнин Ван, Президента Great Wall. Она мне еще тогда рассказывала об этой первой партии объемом около 150 штук – в то время автомобили еще были в пути. Правильно ли я понимаю, что они уже проданы ориентировочно месяц назад? В какой момент после начала продаж вы заказали в Китае вторую партию, сколько в ней автомобилей и какие?
М. Роткин Сейчас мы ждем партию из 180 машин, она придет в конце января, потом в феврале и в марте. Далее, надеюсь, ритмичность сохранится. Январская партия – это уже машины, произведенные по нашему заказу, целиком сформированному дилерами, а не купленные нами на складе.
С. Арбузов Есть ли в этой партии машины по клиентским заказам?
М. Роткин Да, есть, на машину можно оформить заказ в салоне – срок ожидания примерно 4 месяца.
М. Роткин Нет, никакого производства в Липецке не будет, мы строим свой собственный завод. Как вы знаете, в сентябре мы начали возводить корпуса – коммуникации практически готовы. В 2018 году завод заработает. Все машины, которые мы продаем – импортированы из Китая.
С. Арбузов Опять же сошлюсь на г-жу Ван, которая говорила о начале выпуска в августе-сентябре 2017 года.
М. Роткин В 2017 году могут начать отлаживать оборудование, но «технологические» машины в продажу не пойдут, серийные экземпляры мы начнем изготавливать не раньше 2018 года – это реалистичный сценарий.
С. Арбузов Помню, как на открытии бренда вы сказали, что с заявленными ценами Haval «генерит убытки», не логично ли на ближайший год-два присмотреть в России производственную площадку, по крайней мере, до открытия собственного завода, где собирать H2, H8 и H9? Все-таки импорт машин из Китая, да еще, если я правильно понимаю, по суше – это самый дорогой из возможных способов получить машину в шоу-рум. Фактически вам приходится торговать безо всякой маржи…
М. Роткин Да, так и происходит…
С. Арбузов …в то же время у нас есть Алабуга, в Белоруссии есть Юнисон, можно организовать сборку в Казахстане.
М. Роткин Нет, компания не хочет идти таким путем – это принципиальное решение. Мы ждем, пока здесь заработает наш завод, до тех пор будем завозить.
С. Арбузов В сентябре на церемонии старта строительства завода руководитель производства г-н Чжан Цзюньсюэ сказал, что «машины Haval будут ключевой продукцией этого завода в будущем». А что еще на этом предприятии будут выпускать?
М. Роткин Рядом с нами будут компании-поставщики, получится небольшой кластер.
С. Арбузов Мощность завода в Тульской области – 150 тыс. машин в год при работе в три смены. Если работать в две, значит 100 тыс. – все равно очень много. Очевидно, что к 2018-2019 году Haval таких объемов реализовать в России не сможет. Получается, что либо производство будет сильно убыточным, либо вам придется экспортировать машины.
М. Роткин Ну, Great Wall – это компания частная, все решения принимает владелец. Мы зашли в Россию и с представительством, и с производственной площадкой – таково было решение. Кроме того, продажи у нас будут достаточными, чтобы загрузить российское производство на необходимый минимум – и дилеров будет больше к тому времени. Да и сам автомобильный рынок поменяется. Я сравниваю нынешнюю ситуацию с весенним разливом реки: река разлилась, краев не видно, а потом – раз, и вошла в русло. Вот у нас сейчас такая же ситуация – входим в русло. Я имею в виду не только кризисную историю, но и неимоверное количество дилеров – по 150 и больше на марку. Спрашивается, а нужно ли столько? Я вот был проездом во Владимире – маленький городок, при этом в нем уйма дилеров, кому они там нужны…
С. Арбузов А разве это плохо? Вот в Америке только в одной Калифорнии дилеров как на всей европейской части России.
М. Роткин Нам такая плотность не нужна – у нас весь рынок развивался на кредитных деньгах. Сейчас он схлопнулся, машины никто не покупает. Я когда в представительстве BMW работал, мы как раз запустили Х5. Тогда он у нас стоил от 80 тыс. долларов, а в США – 60. Через 15 лет в РФ он стал почему-то стоить 160 тыс. долларов, а в США цена не поменялась (сейчас базовая цена на BMW X5 в США 53 900 долларов – прим. ред.). Почему у нас так выросли цены?
С. Арбузов Меня это тоже всегда интересовало…
М. Роткин Виновата обычная человеческая жадность! Я уж не говорю, что у нас не развиты системы кредита, лизинга и пр. В Америке человек пришел к дилеру и, не заплатив ни доллара, уехал на машине. У нас такое невозможно. Кроме того, сейчас важна локализация – именно поэтому мы зашли сразу с заводом. Вот в свое время, когда я работал в Land Rover – марка была под «Фордом», мы разрабатывали планы по локализации некоторых моделей во Всеволожске на уровне «отвертки». Но продажи так быстро шли в гору, что вопрос сняли с повестки дня.
С. Арбузов Возвращаюсь к заводу: есть ли планы по экспорту автомобилей, к примеру, в Казахстан? Как уверяет Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли, можно освободиться от налога на ввозимые в РФ автокомпоненты, если затем они будут использованы для изготовления экспортных машин. Вообще, Haval контактировал с кем-нибудь из Минпромторга?
М. Роткин Нет, с Минпромторгом у нас контактов нет, по крайней мере, на уровне представительства. Вполне может быть, что штаб-квартира и ведет разговоры.
С. Арбузов Сейчас у Haval пять дилеров, в то время как планировалось запускаться с девятью – куда делись остальные?
М. Роткин К марту 2016 года доведем количество дилеров до 10.
С. Арбузов Сейчас дилер должен сразу выкупать машины?
М. Роткин Да, чтобы стать дилером нужно купить два автовоза – где-то 10-12 машин, но оплата – с большой отсрочкой. Первые 60 дней – бесплатно, потом еще 30 дней дилер может не платить, однако мы уже начисляем проценты – из расчета 12% годовых, а следующие 30 дней – из расчета 25% годовых. Такой товарный кредит на 120 дней.
С. Арбузов А что с доставкой запчастей, сформирован ли склад? Я помню, у вас на H2 в прошлом декабре журналисты разбили задний бампер, так его 3 месяца не могли поменять.
М. Роткин Сейчас склад полностью сформирован по номенклатуре со всеми расходными материаламиы, в наличие более 3000 позиций, включая турбины и даже двигатели в сборе.
С. Арбузов С февраля начнут продаваться Н2 и Н6 с 6-ступенчатыми «автоматами» Hyundai. Машины уже сертифицированы?
М. Роткин Да.
С. Арбузов Какова структура продаж Н6 – правильно ли я понимаю, что большинство продаваемых версий – дизельные?
М. Роткин Нет, не угадали. Как ни странно, мы сначала продали все бензиновые Н6, и лишь затем народ стал раскупать дизеля.
С. Арбузов В июне вы говорили, что в октябре для Н9 будут доступны две опции: дизель и принудительная блокировка заднего межколесного дифференциала.
М. Роткин Увы, это перенеслось на следующий год.
М. Роткин Совершенно верно – ведутся разработки. Как только мотор поставят на конвейер, дизельная версия Н9 тут же приедет в Россию.
С. Арбузов По результатам продаж в Китае, среди всех кроссоверов в октябре H6 занял первое место – машина давно на этой позиции (37 541 шт.). Н2 за полтора года взлетел на девятое место (16 785 шт. в октябре). Кроме этих моделей среди 60 самых популярных SUV в Китае есть еще один Haval – это кроссовер А-класса H1, который вышел на рынок в прошлом ноябре и сейчас поднялся до 36 места (6138 шт. в октябре). Не логично ли, глядя на такую картину, начинать в России не с больших Н9 и Н8, а, наоборот, с самого маленького H1?
М. Роткин Мы планируем его завозить, но уже после рестайлинга в 2017 году.
С. Арбузов У H9 откровенно слабоват бензиновый мотор…
М. Роткин Ничего себе, слабоват – я всех обгоняю со светофора! На днях «сделал» одного – он был на премиальном японском внедорожнике, вздумал посоревноваться. Парень пыжился-пыжился, но так не смог меня догнать, я видел этот SUV в зеркале заднего вида…
С. Арбузов Тем не менее на бездорожье движка не хватает. Из-за недостатка «лошадей» у Н9 ограничен преодолеваемый подъем – всего 26,5 градусов. Я сполна ощутил это в песчаном карьере, где испытывал Н9 – на нем не всякую горку возьмешь. Очевидно, что для Н9 нужен мощный мотор, да и на Н6 он не помешал бы...
М. Роткин Мы даем сигналы в Китай, у Great Wall уже заработал собственный исследовательский центр, но когда будут новые моторы, мы не знаем…