Эпоха советского кино давно минула, а с ней и актеры «истинно народные», которых любит вся страна. Именно любит. Такие как Смоктуновский, Янковский, Тихонов — они исчезают как вид. Новое время — другая страна. В новых поколениях актуальнее известность.
И кажется, что упавшее знамя никто и не собирается подбирать. А нам так хотелось бы. С известным и успешным молодым Данилой Козловским беседует Александр Кобенко.
«Из леса выходит старик, а глядишь – он совсем не старик, а напротив, совсем молодой красавец Дубровский»
- Российский актер театра и кино.
- Родился 3 мая 1985 года в Москве.
- В 2007 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс Льва Додина).
- Начиная со второго курса начал регулярно сниматься в кино.
- В 2006 году был удостоен звания лауреата премии российской кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за роль в художественном фильме «Garpastum».
- Номинировался на премию «Золотой орел» за роль в приключенческом боевике «Мы из будущего», благодаря которому стал известен широкой публике.
- С 2006 года — актер Малого драматического театра (Театра Европы).
- Награжден специальным призом Экспертного совета «Лучший дебют» (в номинации «Золотая маска», Санкт-Петербург, 2006) за спектакль «Король Лир»
Данила, ваш Харламов все-таки более известен нашему зрителю, чем ваш пушкинский Дубровский. Поэтому начнем с «Легенды №17». У вас лично какие отношения с хоккеем?
До фильма ничего не было, хотя в детстве я всегда мечтал играть в хоккей. Но мне он казался тем самым королевским видом спорта, которому невозможно научиться, если не заниматься этим серьезно с детства. Помню, когда мы прогуливали школу, то часто хитрым образом проникали на ледовую арену ЦСКА, забирались на самый верх и смотрели, как тренируются хоккеисты. И, собственно, кроме восхищения и понимания, что я никогда так не смогу, больше меня ничего с хоккеем не связывало.
И я хорошо помню эти гигантские свитеры с номерами и легендарными фамилиями – Харламов, Третьяк, Фетисов, которые и сейчас висят под потолком Дворца спорта. Тогда я еще не знал, кто эти герои.
А когда прочитал сценарий, я, честно говоря, даже не представлял, что будет, если эта роль достанется не мне. Я настолько хотел играть в этом фильме, что во время первой же встречи сразу сказал режиссеру: «Я плакал, когда читал сценарий, и для меня важно это сыграть».
Хотя даже на коньках не умели кататься?
До первой встречи с тренером мне казалось, что я катаюсь хорошо.
В кадетский корпус вас определили не только из-за побегов в ЦСКА?
Просто в какой-то момент улица для нас стала гораздо интереснее, чем школа, чем все остальное, что должно по канонам хорошего воспитания быть для нас интересным. И весь детский криминалитет нас стороной не обошел. Поэтому было принято решение призвать на помощь военную систему и отдать нас…
Нас?
Братьев. Меня и двух братьев отдали в первый открывшийся в России морской кадетский корпус в Кронштадте.
Это помогло?
Я думаю, что да, конечно. Это все-таки военная система, хотя и адаптированная под детей, но, тем не менее, там четкое расписание, офицеры вокруг.
Мужской коллектив круглые сутки и все связанные с этим вещи: доказывание своего превосходства…
Конечно, доказывание, конечно, драки, наряды вне очереди, дисциплина.
Вы не прочь подраться? Гоша Куценко мне говорил: «Когда меня припрет – пойду в бар и подерусь».
Нет, я не такой. Я лучше дома подерусь сам с собой. Не хочу, чтобы другие от этого зависели.
Ну да, петербуржцы ведь более интеллигентные люди, нежели москвичи, тем более приезжие. Вы считаете себя петербуржцем?
Я родился в Москве, закончил военное училище в Петербурге и потом театральную академию в Петербурге. И мой театр, в котором я работаю и служу, – «Малый драматический театр – Театр Европы» тоже в Петербурге. Поэтому сами делайте выводы.
Военное воспитание и актерская стезя – как такое могло получиться?
На самом деле ничего не бывает просто так. И в моем случае выбор тоже не был случайным. У меня, во-первых, мама актриса. Нет, не во-первых, а самое главное – у меня мама актриса. И генетику никто не отменял. Мама с детства пыталась как-то приобщать меня к прекрасному и отдавала то в балетное училище, то в театральные кружки, потом в «Класс-центр», из которого меня благополучно выгнали. Мне очень нравилось на том детском любительском уровне выступать на цене, читать стихи, участвовать в театральных постановках. И потом, когда меня отдали в кадетский корпус, даже там довольно быстро я был определен в хор, в местную самодеятельность. У нас даже были гастроли в Москве, и мы объездили всю область.
Я там организовал первый КВН, который, правда, закрыли сразу же после того, как мы позволили себе…
Вольнодумство?
Иронию в отношении командования. И нас быстро прикрыли.
И в какой-то момент я понял, что военная система, вообще военная профессия – не для меня, я не смогу быть там максимально свободным, не смогу развиваться, не смогу быть в этом мире. Понял это довольно четко, наверное, в классе девятом, но сознательно доучился до конца. Кадетский корпус – действительно колоссальная школа, воспитание, опыт. Я с огромной благодарностью отношусь к людям, которые мне там помогали взрослеть и очень многое мне дали. Считаю для себя большим везением и удачей, что мама меня туда отдала. Но когда встал вопрос, чем я хочу заниматься, почемуто понял, что хочу быть актером. И когда поговорил с мамой, она мне сказала…
Мама на вас больше влияла, чем папа, да? И вообще, вы в хорошем смысле маменькин, чем папенькин?
Просто получалось, что мама всегда была рядом. И у нее очень сильный характер.
Она вас не отговаривала, не предупреждала, что актерская профессия очень зависимая?
Да, несколько раз она мне об этом говорила, перед тем как я пошел сдавать документы в театральную академию: «Ты должен понимать, что очень многие артисты сидят без работы. Это не значит, что и с тобой будет так же, но я должна честно предупредить, что такое возможно, и это страшно». Вообще кино – это такая опасная штука, где все друг от друга зависят. Но с другой стороны, очень многое зависит и от артиста, в том числе – с каким режиссером работать. Если ты выбираешь человека, с которым хочешь прожить эту придуманную жизнь, ты должен ему полностью довериться и дальше отправиться с ним в совместное плавание. И там происходит много интересного. В этом, наверное, романтика нашей профессии, одно из преимуществ, ни в коем случае не минус.
Вы уверены, что актерство – это навсегда? Особенно с той точки зрения, что ваши герои Харламов и Дубровский останутся Харламовым и Дубровским, а кем останется Козловский? Тем, кто их изобразил?
Меня часто спрашивают: «Чем бы ты занимался, если бы не был актером, если бы не было вообще такой профессии в мире, такого понятия, как артист, такого явления, как театр, кино?» Я уверен, что стал бы изобретателем, придумывал бы что-то…
Пока еще колоссальный груз ролей не давит на мои плечи. Наоборот, это клево! Я как раз считаю, что самое большое счастье этой профессии, то, что делает ее особенной, даже единственной в мире, – это возможность за одну человеческую жизнь, которая тебе дана Богом, прожить много-много жизней, и сделать это так, как считаешь нужным. Ну, естественно, исходя из сценария и так далее. И я, конечно, абсолютно счастливый человек и с большой благодарностью такого явления, как театр, кино?» Я уверен, что стал бы изобретателем, придумывал бы что-то… Пока еще колоссальный груз ролей не давит на мои плечи. Наоборот, это клево! Я как раз считаю, что самое большое счастье этой профессии, то, что делает ее особенной, даже единственной в мире, – это возможность за одну человеческую жизнь, которая тебе дана Богом, прожить много-много жизней, и сделать это так, как считаешь нужным. Ну, естественно, исходя из сценария и так далее.
И я, конечно, абсолютно счастливый человек и с большой благодарностью отношусь к Богу и людям за то, что у меня есть возможность этим заниматься. А кроме того, создавать фильмы, продюсировать, работать над кино- и театральными проектами, писать музыку. Эти «приложения» к этой профессии мне очень интересны, и я пытаюсь ими овладеть. И в этом смысле – перспектива колоссальная. отношусь к Богу и людям за то, что у меня есть возможность этим заниматься. А кроме того, создавать фильмы, продюсировать, работать над кино- и театральными проектами, писать музыку. Эти «приложения» к этой профессии мне очень интересны, и я пытаюсь ими овладеть. И в этом смысле – перспектива колоссальная.
Помните историю про то, как молодой актер на площадке долго и мучительно вживается в роль, и опытный актер его спрашивает: «Что вы делаете, зачем себя так истязаете?» – «Как что? Я в роль вживаюсь». А опытный говорит…
… «Играть не пробовали?» Это история Дастина Хоффмана и Лоуренса Оливье на съемках фильма «Марафонец».
А вы к какой актерской школе себя относите?
У меня школа Льва Додина, который является учеником Бориса Зона. Зон – ученик Станиславского. Конечно, Лев Абрамович – последователь школы Станиславского, но отчасти. Дело в том, что эта система присвоена Львом Абрамовичем, пропущена через себя, через его опыт, через столкновение с реалиями жизни. И он воспитал это в нас.
Если говорить о базисе, то это система Станиславского – ничего идеальнее придумать невозможно. У всех современных систем, о которых приходится читать или видеть – «Ой, ты знаешь, тут такая приехала женщина, такой приехал мужик, такие вообще ребята! Там такое! Это просто колоссально! Революция! Ты должен это посмотреть!» – в основе Станиславский.
Другое дело, что чем больше погружаюсь в эту профессию, тем больше понимаю, что здесь не существует никаких правил, никаких сводов. То, что хорошо в этом фильме, для этой роли, может совсем не подойти, не пригодиться для следующей. Для какой-то роли нужно стопроцентное максимальное погружение в действительность: надо ходить, узнавать, напитываться, насыщаться. А для другой достаточно, как говорит Владимир Львович Машков, воображения: «Воображение – наше главное стратегическое оружие».
Есть актеры, которые с возрастом выглядят, несмотря на морщины, седину и лысины, только лучше. Шон Коннери или Энтони Хопкинс в 60 лет гораздо интереснее, чем в 30. Пусть в фильме «Судья» Роберт Дауни-младший, хотя он давно не юн, блистателен, но у меня перед глазами Роберт Дюваль, которому уже за 80. А вот многие другие, известные в молодости, повторяются и бледнеют. У вас есть представление о собственном пути, жизненный план? Видите себя в 40, 50?
У меня, безусловно, есть определенные задачи, мечты, которые мне хотелось бы осуществить. Но если говорить о том, как я себя вижу в 40 или 60 лет, – нет, я даже не хочу об этом думать, честно говоря. Даже если бы мне открыли дверь и сказали: «Вот там монитор, на котором ты увидишь свою жизнь через 30 лет», – я бы туда не зашел.
Как происходит личный профессиональный рост? Не только ведь практика? Это у гонщиков формула успеха – «накат+накат+накат». А как артисту расти?
Это и практика, конечно. Мне, честно говоря, немножко странно отвечать на этот вопрос – в 29 лет я еще, мягко говоря, в начале пути и мало что сделал. Процитирую своего учителя Додина, который на первом занятии сказал: «Если вы думаете, что после пяти лет обучения вы научитесь этой профессии, вы глубоко ошибаетесь. Если вы думаете, что после пяти лет обучения и пяти лет работы в театре и кино научитесь профессии, вы глубоко ошибаетесь. Если вы думаете, что научитесь этой профессии через 30 лет, вы тоже глубоко ошибаетесь. Вы не научитесь никогда. Потому что уж если где нет предела совершенству, то именно в этой профессии». Потрясающее замечание! Иногда вижу выдающихся артистов, которые сидят на репетиции с книгами, с какими-то методиками, смотрят на режиссеров, а некоторые молодые в это время свой facebook проверяют.
А вам труден процесс игры или это легкое занятие?
Это нелегкое занятие, если заниматься этим серьезно, по-настоящему.
А, например, Мастроянни, как говорят, просто входил в кадр, и ему ничего специального не надо было делать.
Да все это легенды, чушь собачья, уверяю вас. Я никогда этому не верил и не поверю. Может, и бывают исключения, но я их не знаю. Сегодня ты работаешь с одним режиссером, завтра с другим, потом репетируешь в театре, потом у тебя какой-то собственный проект и так далее. Это все колоссальная работа, и так просто войти в кадр? Один раз может сойти, может, два – а потом на этого актера станет скучно смотреть. Уверяю, что даже у Мастроянни на протяжении его огромного пути постоянно шли какие-то колоссальные внутренние процессы.
Вы ведь играете на музыкальных инструментах. Какие у вас отношения с музыкой?
Я очень люблю музыку. Играю на рояле, на саксофоне. Сейчас готовлю один очень важный для себя музыкальный проект. Думаю показать его в мае.
Вам мало кино и театра? Зачем еще и это? Нет опасения не дотянуть до уровня?
Товарищ мой, замечательный кинорежиссер Паша Руминов, тоже спросил меня об этом. Я ему говорю: «Ты знаешь, Паша, во-первых, мне это нравится, а во-вторых…» Он говорит: «Стоп! Достаточно. Первой причины достаточно, дальше ничего объяснять не надо». Поэтому что если хочется, если нравится – не надо бояться. Надо идти, говорить «о’кей», брать музыкальные инструменты и заниматься любимым делом. Никто от тебя не требует каких-то сверхрезультатов. В конце концов, если тебе будет хорошо – это уже очень много. А сейчас мы с ним сняли фильм, первый фильм, который я продюсирую. Это первый мой продюсерский опыт совместно с Сергеем Ливневым. Картина называется «Статус «свободен», выйдет в апреле. Это романтическая комедия о том, как расстаются люди. Там играет Лиза Боярская – мой очень хороший друг и давний партнер в театре и в кино, и я.
Давайте про автомобили. Вы ведь теперь партнеры с компанией Jaguar Land Rover.
На самом деле, мне очень много автомобильных компаний предлагали сотрудничество. Каких только формулировок не было! «Бренд-амбассадор», «лицо». «Физиономия», «рожа». Шучу, конечно. И, честно говоря, не хотелось всего этого. Хотелось в перспективе избежать чувства неловкости за то, что пришлось бы делать. С Jaguar совершенно другая история, отому что Jaguar – это тот автомобиль, о котором я мечтал с детства. Может, помните, была такая жвачка Turbo, на ее фантиках еще печатались разные машины? И первый образ черно-зеленого «Ягуара» 70-х годов – такой длинный, красивый – он оттуда, с этих фантиков. Jaguar для меня – это не автомобиль в классическом смысле, не транспорт, не средство передвижения, это нечто большее. Что интересно, для англичан тоже. Когда я был в Лондоне на презентации XE, я увидел, насколько они любят своего «малыша», насколько вообще любят свой автомобиль и относятся к нему не как к автомобилю, а как к гражданину своей страны, как к сэру, представителю чего-то очень важного, важной части культуры. А когда мне предложили сотрудничество, я уже ездил на новом Range Rover, который у меня появился за месяц до этого. Я долго не раздумывал и согласился. Видимо, ждал этого момента. Значит, именно так и должно было произойти. Я не стесняюсь того, что являюсь лицом Jaguar. Мне хочется об этом говорить, мне хочется говорить о достоинствах этой машины. Но не о технологических фишках, которые описаны в буклетах и Интернете, а об ощущениях, которые она дарит. Для меня важно видеть какую-то историю, бэкграунд, что-то другое, чем просто железку на 4 колесах. И когда я смотрю на Jaguar, я сразу вижу черно-белое кино 50-х годов, гонки «Формулы», Джеймса Бонда, улицы Лондона – целую киноленту, красивый визуальный ряд. И кроме того, вижу перед собой важную часть культуры одной из самых удивительных стран.
Через ассоциации и стиль, который вам нравится.
Конечно. И это важно. Даже первым зверем, которое я показывал на задании «наблюдение за животным» в театральной академии, был ягуар. Я еще помню, пришел в зоопарк, стою напротив клетки, а он сел в такой классической позе и сидит без движения, смотрит куда-то вдаль. Народ подходит и уходит, а я стою и думаю: ну когда ты пошевелишься, скотина! Через 40 минут он прошелся вдоль и опять сел.
Закончим тем же мотивом, с которого начали: «Проснись, моя Кострома, не спи, Самара и Тверь. Не век же нам мыкать беду и плакать о хлебе». Вы вообще ощущаете, что происходит в стране? Ваш персональный мир пересекается с тем, что на улице?
Конечно, я знаю, что происходит в стране и в мире. Я не могу делать вид, что ничего не вижу, ничего не слышу. Другое дело, что я, может быть, в какихто вопросах не так хорошо разбираюсь. У меня нет объективной точки зрения, хотя, собственно, ее нет, наверное, ни у кого. Я могу лишь высказать свои ощущения. Сейчас у меня впервые в жизни появилось чувство страха. Страха не от каких-то понятных факторов типа здоровья близких, а внешнего страха оттого, куда все это движется. Причем страха абсолютно неподконтрольного и неподвластного. И в этом смысле ощущения очень грустные и неприятные.
А для себя вы видите такой выход – уехать в другую страну? Вы же работали в Голливуде. Кстати, как вам Кира Найтли в работе?
Чудесная, приятная и очень легкая. Да, я работал, и Голливуд мне интересен. Но моя страна – Россия. Здесь мой зритель, здесь мой язык. И мои планы, и колоссально талантливые люди, которым я очень благодарен за их желание со мной работать, – для меня все это очень важно.
И я очень не хотел бы, чтобы у меня возник вопрос о переезде. А если говорить о патриотизме, то патриотизм вовсе не заключается в том, чтобы закрывать глаза на то, что происходит, делать вид, что все прекрасно, и выкрикивать какие-то лозунги. Патриотизм – это видеть реальные проблемы своей страны, не стесняться о них говорить и непременно что-то делать, чтобы эти
проблемы решить.
Декабрь 2014
Журнал «Автомобили»