За его плечами – успешно поднятый бизнес. а сам он теперь в чемпионате мира по ралли. И пусть здесь кен блок пока еще не побеждал, но уже и сейчас ясно, что с его приходом в wrc стало ярче. это точно!
идея – Антон Ширяев, фото автора и из архива Monster World Rally Team и Subaru Team USA
- Кен Блок родился 21 ноября 1967 г. в Лонг-Бич (Калифорния, США).
- Один из основателей бренда DC Shoes& (спортивная экипировка).
- Продал долю в бизнесе, но стал генеральным бренд-директором. С 2005 года – раллист, двукратный вице-чемпион США.
- В настоящее время – пилот Monster World Rally Team.
- Автор рекордного трюка – прыжка на 52 м в длину и 7,6 м в высоту на Subaru Impreza.
- Создатель «самого быстрого снежного вездехода» Trax STI.
- Его видеоролик Gymkhana III в первую неделю после появления осенью 2010 года собрал более 7 000 000 просмотров на YouTube.
После наполненной рискованными занятиями молодости, казалось, ты остепенился, стал солидным бизнесменом. И вдруг – продажа своего весьма доходного дела и новый виток погони за приключениями. Да еще и на абсолютно не типичной для американца стезе ралли. Как судьба делает такие обороты?
Ралли мне нравилось еще с детства, хотя ты прав – у нас они вовсе не популярны. В Штатах есть Nascar, есть дрег-рейсинг. А ралли всегда считалось чем-то «европейским»… А мне вот нравилось! Да, я катался на скейте, занимался сноубордингом, мотокроссом – но стремился именно в ралли. Привлекало их разнообразие. В Америке, как правило, гонки проходят по асфальтовым трекам, а тут каждый раз трасса иная – снег, грунт, разные виды гравия, асфальт. И машины тут едут не просто динамично, а агрессивно! Постоянные скольжения, прыжки… После мотокросса я увидел, что и с машиной можно делать нечто подобное, что я делал с мотоциклом. И все же эта любовь очень долго была этакой… теоретической. Был стереотип: хочешь зани- маться ралли – нужно уезжать в Европу. А это в мои планы совсем не входило. Но в 2004 году мой старинный приятель Тревис Пастрана принял участие в нескольких ралли в США и рассказал мне, что для этого вовсе не нужно переезжать. Оказывается, и у нас были свои соревнования! Бизнес уже был налажен – ничто не мешало наконец-то заняться тем, о чем так долго мечтал. В принципе, я и сейчас остаюсь на хорошей должности в DC Shoes, просто возможностей появи- лось больше – и вот я тут…
Но известность тебе все-таки принесли X-games и, конечно, знаменитые видеоролики «Джимкана», разлетевшиеся по всему Интернету. Чего там больше спорта или шоу?
Все-таки спорта! Как бы объяснить нагляднее… Ну вот смотри: допустим, специально строится некое подобие раллийного «суперспешиала». Только еще со всякими выкрутасами, посложнее в конфигурации. И не факт, что ты, даже будучи раллистом, именно со спортивной точки зрения его успешно проедешь! Я и выигрывал, и с треском проигрывал. Вряд ли только ради шоу там стал бы выступать Колин МакРей, а ведь в первые два года своих выступлений мы с ним соревно- вались на X-games. Для меня X-games – это возможность дополнительной раллийной езды, пусть и не в чистом виде. Да, классическое ралли – это нечто особенное и для меня главное, но почему бы в перерывах не позволить небольшие «разминки» вроде выступления в X-games или «Джимкане»?
Кстати, раз уж ты упомянул МакРея… А были ли в молодые годы какие-то кумиры в раллийной среде?
Я увлекся ралли еще в 80-е годы. Вальтер Рерль, Мишель Мутон, эти фантастические Audi Quattro – они были мои первыми кумирами. А потом появился Колин! Он ехал невероятно интересно, он делал гонки еще красивее! МакРей стал моим главным героем, и во многом я сегодня здесь благодаря ему. И то, что я участвую в создании компьютерной игры Dirt, с которой раньше работал он, для меня имеет особенное значение, показывает связь поколений с моим кумиром.
Вернемся к «Джимкане». Как создаются эти ролики? Чья идея, много ли дублей приходится делать? И вообще, что само это слово означает?
Это слово пришло из японского – что-то вроде «скачек с препятствиями на ограниченной территории». Теперь, конечно, не скачки, а автогонки. Вполне официальный и зарегистрированный вид соревнований, где есть свое разделение на классы, технические требования. А с нашими роликами начиналось все забавно! Мы подготовили машину для участия в каких-то очередных соревнованиях по «Джимкане». А их вдруг отменили. Решили просто для прикола смонтировать такой ролик – все равно, можно сказать, техника пропадает. А когда увидели, насколько он оказался популярным… Вернее – даже не мы увидели, а наши спонсоры! Они узнали, что нас чуть не пол-Интернета посмотрело, и тут же позвонили: продолжайте в том же духе! Ты делаешь то, что нравится, лишний раз тренируешься за рулем, это принимают зрители, и тебе под это еще и денег дают – классное сочетание!
Идеи роликов в основном мои, я же выбирал и места съемок. Иногда снимается легко, но иногда приходится попотеть и делать больше десятка дублей. В «период Subaru» технику готовила Vermont SportsCar, на их базе создавалась Subaru Team of America. С ними же мы построили, наверное, самый прикольный в нашей истории автомобиль – Subaru Impreza на снежных траках, «самый быстрый Snow Cat в мире» (у нас такие вездеходы называются Snow Cat). Теперь, когда я стал работать с «мировой» командой Ford, соответственно и техника изменилась. Но ту Fiesta, что снималась в недавней «Джимкане», готовила не заводская команда, а шведская, которая делает машины для ралли-кросса. А съемки проходили в Европе, на старом французском автодроме.
Кстати, да, эта Fiesta ведь далеко не тот раллийный автомобиль, на котором Monster Rally Team едет в чемпионате?
Она ближе к ралликроссовой версии, не «задушена» требованиями, принятыми в WRC, там почти не ограничен доступ воздуха в двигатель. Поэтому она едва ли не вдвое мощнее. Но для меня интересна любая возможность оказаться за рулем, поддерживать себя в форме. Мне нравится ездить!
Одна из популярных тем обсуждения в этом году – смена поколений техники WRC. Стало ли скучнее на этих моторах с меньшим литражом?
Прежние, двухлитровые, мне очень нравились! Но происходило неизбежное старение того шасси. И сейчас, когда машины WRC строятся на базе Fiesta, – может, они чуть проигрывают в мощности и особенно в моменте, но шасси просто поднялось на новый уровень. Они реально потрясающе управляются! Хотя я, например, все равно считаю переключение при помощи подрулевых «лепестков » слишком уж простым. Ну да, это современно и быстро, но я из тех, кому нравится снимать руку с руля, включать передачи обычным рычагом – наверное, просто считаю это «настоящим».
В мировых гонках есть еще одна яркая личность из США: Робби Гордон, участвующий в «Дакаре». У вас отчасти даже общие спонсоры. Вы знакомы? И вообще – попробовать себя на «Дакаре» не хотелось?
С Гордоном мы не знакомы. Конечно, я о нем слышал, просто пути никогда и никаким образом не пересекались – так уж вышло. «Дакар» – впечатляющее событие, но вряд ли в ближайшее время я там окажусь. Это очень крупная программа, а я полностью посвящен WRC, и мне еще много чему нужно здесь учиться. Ну да, если я сейчас скажу, что пришел в WRC, чтобы стать лучшим, – наверное, ты улыбнешься. Уровень сегодняшних лидеров и мой – пока очень разный. Но сюда приходят именно для того, чтобы стремиться к победам! Если бы мне кто-то сказал, когда я только садился в раллийный автомобиль, что я буду здесь, я бы и сам не поверил! Но теперь я тут и уже начинаю хотя бы подбираться к первой пятерке времен на спецучастках. Это здорово! Определенный талант у меня есть, просто надо расти и учиться, работать на результат.
А как вы познакомились со штурманом? Он профессионал, или просто ты пригласил кого-то из друзей?
Алекс был одним из профессионалов топ-уровня в Америке, когда я начинал. До того, как мы с ним встретились, я проехал пару гонок. И с первого нашего совместного выступления установилось очень хорошее взаимопонимание. И вот мы уже более семи десятков гонок вместе проехали.
Ты вечно что-нибудь стараешься отчудить, прыгнуть повыше, едешь в «отмороженной» зрелищной манере. А на ролики «Джимканы» впору вешать знак «не повторять в домашних условиях». Нет ли опасения, что молодежь, среди которой твоя популярность зашкаливает, будет переносить такие манеры своего кумира на повседневное вождение?
Я очень осторожен с этим! В моих роликах нет ничего, что делалось бы бесконтрольно. Я выбираю для них закрытые территории, треки или аэродромы – ни в коем случае не дороги общего пользования! Но автоспорт – опасный вид спорта в любом случае, и надо это понимать.
И никогда не было такого, чтобы я каким-то образом нагнетал и пропагандировал эту опасность. Я всегда пристегнут, всегда в шлеме. Могу улыбаться, хохмить, прикалываться – но не тогда, когда речь идет о скорости или пилотировании. Надеюсь, что плохим примером я быть все-таки не должен.
Сейчас, когда ты фактически стал звездой, в какой-то мере «послом» ралли в Америке, заметно ли увеличение интереса к этому спорту в Штатах?
Мне кажется, что больше людей стали если не интересоваться ралли, то хотя бы понимать, что это такое вообще. Здесь не только мои выступления сыграли роль, но и личность Тревиса Пастраны, который стал пятикратным чемпионом США, выступал на международных соревнованиях, гонке чемпионов. Я думаю, нам с Тревисом удалось хоть немного расшевелить Америку, хотя это очень непростое дело! И если я буду здесь выступать лучше – то и внимания будет больше.
Ралли – это и образ жизни, и хобби. А какие еще увлечения в жизни есть?
У меня прекрасная семья: жена и трое детишек. Свободное время я стараюсь проводить в первую очередь с ними. А из «активных» развлечений – зимой продолжаю кататься на сноуборде, он по-прежнему мое главное хобби. Летом катаюсь на велосипеде или на вейкборде.
Насколько Кен Блок, проводящий время с семьей и детьми, похож на шоумена Кена Блока, которого мы видим на экранах и на гонках? Экстравагантные манеры – это часть характера или имиджа?
Знаешь, все, кто знает меня лично, считают меня в первую очередь креативным человеком. Все эти видео – в первую очередь то, что зовется английским словом fun, скажем так, для хорошего настроения и удовольствия. Мне нравится делать то, что я делаю, и, надеюсь, мне удается делиться этим хорошим настроением с окружающими. Конечно, трудно сказать, что о тебе думают со стороны, но мне кажется, что я действительно весь такой вот. Веселый и энергичный.
И какой же креатив будет следующим?
Конечно, я думаю о «Джимкане-4». И уже выбрал место. Мы снова вернемся в Штаты, будем снимать в окрестностях Лос-Анджелеса. Я хочу, чтобы на этот раз город, который я люблю, сам повлиял на атмосферу ролика, хочу использовать его красоту и притягательность.
Твое имя уже само по себе стало брендом. Не возникало ли мысли найти молодых пилотов, которые могли бы расти в вашей команде, стать продолжателями твоего дела?
Не исключено, что уже в будущем году мы начнем такую программу. Когда мы выступали в Штатах, у нас всегда была команда из двух-трех машин. Но сейчас, на уровне чемпионата мира, все в разы дороже! Вопрос спонсорства стал еще более актуальным. Будут дополнительные средства – мы с удовольствием поможем и молодым пилотам. Возможно, не только американским, ведь талантливая молодежь есть в разных странах.
Интересно, в сотнях интервью, что тебе приходится давать, журналисты выспросили уже все, что только можно? Или остается некий вопрос, на который Кен Блок и рад бы ответить, а эти типы все никак его не зададут?
Хм… Хорошо спросил…. Я задумался… Действительно, никуда не денешься – я стал публичной фигурой, не обижен вниманием журналистов, вопросов море. Но, наверное, немногие понимают, что, несмотря на все красивости, эти гонки, чемпионат – по-настоящему тяжелая работа. А ребята впереди – Лоэб, Ожье, Хирвонен, Латвала – лучшие пилоты на планете, просто лучшие водители! Я ворвался в этот мир из маленького национального чемпионатика, и увидел, как они работают! Можно выиграть X-games, записать не один ролик «Джимканы», но это вовсе не будет значить, что ты готов бороться с Лоэбом на равных. За спиной у этих парней годы умопомрачительной работы! Я вышел на этот уровень – и мне предстоит так же заниматься этим, отнюдь не таким броским, как трюки и спецэффекты, трудом. Вот, пожалуй, об этом действительно спрашивают мало. Мне кажется, немногие представляют реальную изнанку этого гоночного мира по-настоящему.