Сергей Федоров
Отвечает
эксперт
И не только с турбонаддувом, заметьте! Во время продолжительной поездки или долгого движения по пробкам двигатель автомобиля разогревается до рабочей температуры. До максимальных значений повышается и температура деталей цилиндро-поршневой группы. Если мотор заглушить сразу после остановки, система охлаждения просто не успеет эффективно отвести лишнее тепло. Ведь жидкость в каналах этой системы циркулирует до тех пор, пока крутится водяной насос, а он работает только при заведенном двигателе. Поэтому зажигание следует отключать не ранее, чем через 20-30 секунд после того как мотор поработает на холостых оборотах. По такому же принципу настроена и работа вентилятора. Вы, наверное, замечали, что, например, в жару он еще какое-то время продолжает крутиться даже после того, как двигатель заглушен. В любом случае тактика «сразу не глуши – подожди» поможет продлить жизнь вашему мотору - каким бы ни был он по конструкции.

3

А вот на двигателях с турбонаддувом пренебрежение этим правилом довольно скоро приведет к весьма печальным последствиям. Мало того, что сократится ресурс двигателя, так еще и сломается турбокомпрессор. Дело в том, что колесо турбины приводится в действие выхлопными газами, которые основательно нагревают крыльчатку. Если сразу после остановки машины заглушить мотор, подача масла к подшипникам турбокомпрессора прекратится. А турбина будет еще какое-то время вращаться по инерции – некоторые крутятся до 250 000 оборотов в минуту. В результате разгоряченная крульчатка начнет крутиться «на сухую», и масло превратится в закоксовавшийся твердый налет. При следующем запуске мотора эти частицы перемалываются и превращаются в образив, разрушающий турбокомпрессор. А новый стоит от 35 000 до 65 000 руб., плюс стоимость замены.

1

По этой причине многие фирмы штатно устанавливают на свои двигатели турботаймеры, отключающие зажигание только после того, когда остынет турбина. Некоторые пошли еще дальше, разработав усовершенствованную систему подачи масла к компрессору, что позволяет прокачивать большее количество смазки. Тем не менее, на любом двигателе работа на холостых оборотах после остановки машины лишней никогда не будет.

1