Виды колесных дисков
Итак, инженеры до сих пор не оставляют в покое колесо, и по-прежнему трудятся над эффективностью его характеристик. Первая из них - прочность. Колесо автомобиля должно быть готово выдерживать самые «пиковые» нагрузки. Второе - низкая масса. Колесо относится к так называемым неподрессоренным массам автомобиля, а как раз величина неподрессоренных масс преимущественно влияет на плавность хода, управляемость и динамику. Например, если колеса будут весить всего на килограмм меньше, то в автомобиле можно будет без особых потерь в скорости и комфорте перевозить на 60 кг больше груза! Кроме того, при малом весе неподрессоренных масс уменьшается и момент инерции машины, что благоприятно проявляется при торможении и разгоне, снижается износ деталей трансмиссии, уменьшается расход горючего.
Все продающиеся сейчас колесные диски можно разделить на четыре группы. Это штампованные стальные, литые легкосплавные, кованные легкосплавные и, так называемые, составные. Главные их отличия - способ изготовления, внешний вид и стоимость.
Штампованные диски
Самый дешевый и популярный вариант – штампованные диски, которые изготавливаются из стального листа и покрываются защитным слоем (грунтовка, эмаль или лак). Состоят они из обода и приваренной к нему тарелки. Такими дисками комплектуется большинство бюджетных автомобилей на заводах-изготовителях.
Среди достоинств этих дисков можно выделить две главные – дешевизна (в два-три раза дешевле литых) и возможность рихтовки после деформации. Дело в том, что при сильном ударе они не раскалываются, а только гнутся, что позволяет их без особого труда восстановить, и они могут прослужить еще достаточно долго.
Главный недостаток - большой вес. Если при изготовлении вес диска уменьшить за счет сокращения толщины стального листа, то вместе с этим понизятся и прочностные характеристики. Кроме того, штампованным дискам свойственна невысокая коррозионная стойкость. При проектировании таких дисков изготовители попросту лишены свободы дизайна, поэтому внешний вид у них почти всегда одинаковый и довольно скромный, если не сказать дешевый. В это связи стальные диски часто предпочитают скрывать колпаками.
Преимущества штампованных дисков: низкая цена, предрасположенность к упругому деформированию, прочность поддаются восстановлению Недостатки штампованных дисков: большой вес предрасположенность к коррозии непривлекательный внешний вид
Литые диски
Изготовление легкосплавных дисков производится двумя способами: литьем и ковкой. Материалом для изготовления таких дисков является сплавы алюминия или магния, независимо от того, каким способом происходит их изготовление. Благодаря этим материалам легкосплавные диски очень легкие. Наиболее часто используют алюминиевые, поскольку они более устойчивы к коррозии и погодным условиям. Магниевые немного легче, но требуют более серьезного защитного покрытия.
Литое колесо из алюминия легче такого же стального в среднем на 25%, что для стандартного колеса составляет порядка 1 кг. Исключением могут служить разве что диски турецкого производства, где разница в весе по сравнению с штампованными минимальна.
Кроме того, литые диски устойчивее к коррозии, а также имеют большую теплопроводность, что способствует лучшему отводу тепла от тормозных механизмов. Немаловажно, что в отличии от штампованных технология изготовления литых дисков позволяет придавать им практически любую конфигурацию и разнообразный дизайн.
Основной недостаток таких дисков - относительно высокая цена (для 14 дюймовых 3000 - 4000 рублей за диск). Что касается их прочности, то при попадании колеса в яму литой диск не мнется как штампованный, а разрушается, покрываясь микротрещинами, а в худшем случае раскалывается. Соответственно, восстановить такой диск не представляется возможным.
Преимущества легкосплавных дисков: многообразие дизайна; небольшой вес; устойчивость к коррозии; долговечность.
Недостатки литых легкосплавных дисков: разрушаются при сильном ударе; высокая стоимость.
Кованые диски
Кованые диски изготавливаются методом горячей штамповки из магниевых или алюминиевых сплавов с последующей механической и термообработкой, при этом обеспечивается очень высокая жесткость и прочность конструкции. Кованые диски из алюминия, по сравнению с литыми не нуждаются в дополнительных защитных покрытиях. Сохранив преимущества литых дисков, кованые диски имеют ряд своих особенностей.
Кованые диски - самые легкие из рассматриваемых дисков. По сравнению с двумя предыдущими типами дисков, они имеют большую прочность, позволяющую изготавливать их весом на 20-30% легче, чем такие же литые, а если сравнивать со стальными - на 30-50%. При сильном ударе кованый диск не лопнет, а помнется, при этом на нем не появится никаких трещин. Как следствие такие диски достаточно легко ремонтировать, но при использовании метода штамповки труднее достичь хорошего результата при необходимости выполнения диска сложного дизайна. Однако существует мнение, что из того преимущества, что они обладают повышенной прочностью, вытекает и один из недостатков кованых дисков: основная энергия удара при попадании в яму передается деталям подвески, что неблагоприятно сказывается на ее состоянии.
Кроме того, основным недостатком кованых колесных дисков является их дороговизна, а также ограниченные возможности по дизайну, как и при изготовлении штампованных дисков.
Стоят кованые диски примерно столько же, сколько и литые диски или немного дороже (3000 - 6000 рублей за диск для 14 дюймовых дисков).
Достоинства кованых легкосплавных дисков: высокая прочность; малый вес; способность к упругому деформированию; возможность восстановления.
Недостатки кованых легкосплавных дисков: высокая цена, ограниченные возможности к разнообразию дизайна.
Составные диски
Как нетрудно догадаться, составные диски состоят из двух частей - кованой и литой. Кованый обод крепится к литому диску при помощи титановых болтов, при этом обод может быть разборным и целостным. Составные диски имеют те же возможности для разнообразного дизайна, как литые, и в то же время они так же прочны, как кованые. Кроме того, такие диски пригодны к восстановлению, и даже в сложных случаях можно не менять весь диск, а поменять, например, только обод.
Преимущества составных дисков: прочность; малый вес; способность к упругому деформированию; возможность восстановления; многообразие дизайна.
Недостаток – высокая цена
Параметры колеса
Перед покупкой колесных дисков нужно разобраться в их параметрах, и следует четко знать требования и рекомендации к этим параметрам со стороны производителя той или иной автомобильной модели. Основные параметры – вылет колеса и геометрические размеры. Вылет колеса - величина, индивидуальная для каждой модели машины и рассчитывается производителем с учетом оптимальных соотношений характеристик устойчивости и управляемости, а также загруженность деталей трансмиссионного механизма. К геометрическим размерам относится количество и диаметр крепежных отверстий, диаметр центров крепежных отверстий, диаметр отверстия под ступицу. Такие величины так же, как и вылет колеса, описываются производителем машин и варьируются в достаточных пределах, исходя из особенностей каждой марки.
Как выбрать?
Прежде всего, все параметры колеса должны соответствовать требованиям производителя, поэтому следует избегать распространенного мнения, что колесные диски - не более чем декоративный элемент автомобиля. Как уже говорилось выше, при правильном выборе дисков можно улучшить динамику, управляемость и плавность хода. Согласно технической документации вашего автомобиля определите допускаемые тип и размеры колесных дисков. При необходимости, проконсультируйтесь у специалиста.
Определите для себя, какой конкретный тип диска вас устраивает, выберите приоритетность характеристик диска в вашем случае – цена, прочность, вес, дизайн, возможность восстановления.
Виды колесных дисков
Итак, инженеры до сих пор не оставляют в покое колесо, и по-прежнему трудятся над эффективностью его характеристик. Первая из них - прочность. Колесо автомобиля должно быть готово выдерживать самые «пиковые» нагрузки. Второе - низкая масса. Колесо относится к так называемым неподрессоренным массам автомобиля, а как раз величина неподрессоренных масс преимущественно влияет на плавность хода, управляемость и динамику. Например, если колеса будут весить всего на килограмм меньше, то в автомобиле можно будет без особых потерь в скорости и комфорте перевозить на 60 кг больше груза! Кроме того, при малом весе неподрессоренных масс уменьшается и момент инерции машины, что благоприятно проявляется при торможении и разгоне, снижается износ деталей трансмиссии, уменьшается расход горючего.
Все продающиеся сейчас колесные диски можно разделить на четыре группы. Это штампованные стальные, литые легкосплавные, кованные легкосплавные и, так называемые, составные. Главные их отличия - способ изготовления, внешний вид и стоимость.
Штампованные диски
Самый дешевый и популярный вариант – штампованные диски, которые изготавливаются из стального листа и покрываются защитным слоем (грунтовка, эмаль или лак). Состоят они из обода и приваренной к нему тарелки. Такими дисками комплектуется большинство бюджетных автомобилей на заводах-изготовителях.
Среди достоинств этих дисков можно выделить две главные – дешевизна (в два-три раза дешевле литых) и возможность рихтовки после деформации. Дело в том, что при сильном ударе они не раскалываются, а только гнутся, что позволяет их без особого труда восстановить, и они могут прослужить еще достаточно долго.
Главный недостаток - большой вес. Если при изготовлении вес диска уменьшить за счет сокращения толщины стального листа, то вместе с этим понизятся и прочностные характеристики. Кроме того, штампованным дискам свойственна невысокая коррозионная стойкость. При проектировании таких дисков изготовители попросту лишены свободы дизайна, поэтому внешний вид у них почти всегда одинаковый и довольно скромный, если не сказать дешевый. В это связи стальные диски часто предпочитают скрывать колпаками.
Преимущества штампованных дисков: низкая цена, предрасположенность к упругому деформированию, прочность поддаются восстановлению Недостатки штампованных дисков: большой вес предрасположенность к коррозии непривлекательный внешний вид
Литые диски
Изготовление легкосплавных дисков производится двумя способами: литьем и ковкой. Материалом для изготовления таких дисков является сплавы алюминия или магния, независимо от того, каким способом происходит их изготовление. Благодаря этим материалам легкосплавные диски очень легкие. Наиболее часто используют алюминиевые, поскольку они более устойчивы к коррозии и погодным условиям. Магниевые немного легче, но требуют более серьезного защитного покрытия.
Литое колесо из алюминия легче такого же стального в среднем на 25%, что для стандартного колеса составляет порядка 1 кг. Исключением могут служить разве что диски турецкого производства, где разница в весе по сравнению с штампованными минимальна.
Кроме того, литые диски устойчивее к коррозии, а также имеют большую теплопроводность, что способствует лучшему отводу тепла от тормозных механизмов. Немаловажно, что в отличии от штампованных технология изготовления литых дисков позволяет придавать им практически любую конфигурацию и разнообразный дизайн.
Основной недостаток таких дисков - относительно высокая цена (для 14 дюймовых 3000 - 4000 рублей за диск). Что касается их прочности, то при попадании колеса в яму литой диск не мнется как штампованный, а разрушается, покрываясь микротрещинами, а в худшем случае раскалывается. Соответственно, восстановить такой диск не представляется возможным.
Преимущества легкосплавных дисков: многообразие дизайна; небольшой вес; устойчивость к коррозии; долговечность.
Недостатки литых легкосплавных дисков: разрушаются при сильном ударе; высокая стоимость.
Кованые диски
Кованые диски изготавливаются методом горячей штамповки из магниевых или алюминиевых сплавов с последующей механической и термообработкой, при этом обеспечивается очень высокая жесткость и прочность конструкции. Кованые диски из алюминия, по сравнению с литыми не нуждаются в дополнительных защитных покрытиях. Сохранив преимущества литых дисков, кованые диски имеют ряд своих особенностей.
Кованые диски - самые легкие из рассматриваемых дисков. По сравнению с двумя предыдущими типами дисков, они имеют большую прочность, позволяющую изготавливать их весом на 20-30% легче, чем такие же литые, а если сравнивать со стальными - на 30-50%. При сильном ударе кованый диск не лопнет, а помнется, при этом на нем не появится никаких трещин. Как следствие такие диски достаточно легко ремонтировать, но при использовании метода штамповки труднее достичь хорошего результата при необходимости выполнения диска сложного дизайна. Однако существует мнение, что из того преимущества, что они обладают повышенной прочностью, вытекает и один из недостатков кованых дисков: основная энергия удара при попадании в яму передается деталям подвески, что неблагоприятно сказывается на ее состоянии.
Кроме того, основным недостатком кованых колесных дисков является их дороговизна, а также ограниченные возможности по дизайну, как и при изготовлении штампованных дисков.
Стоят кованые диски примерно столько же, сколько и литые диски или немного дороже (3000 - 6000 рублей за диск для 14 дюймовых дисков).
Достоинства кованых легкосплавных дисков: высокая прочность; малый вес; способность к упругому деформированию; возможность восстановления.
Недостатки кованых легкосплавных дисков: высокая цена, ограниченные возможности к разнообразию дизайна.
Составные диски
Как нетрудно догадаться, составные диски состоят из двух частей - кованой и литой. Кованый обод крепится к литому диску при помощи титановых болтов, при этом обод может быть разборным и целостным. Составные диски имеют те же возможности для разнообразного дизайна, как литые, и в то же время они так же прочны, как кованые. Кроме того, такие диски пригодны к восстановлению, и даже в сложных случаях можно не менять весь диск, а поменять, например, только обод.
Преимущества составных дисков: прочность; малый вес; способность к упругому деформированию; возможность восстановления; многообразие дизайна.
Недостаток – высокая цена
Параметры колеса
Перед покупкой колесных дисков нужно разобраться в их параметрах, и следует четко знать требования и рекомендации к этим параметрам со стороны производителя той или иной автомобильной модели. Основные параметры – вылет колеса и геометрические размеры. Вылет колеса - величина, индивидуальная для каждой модели машины и рассчитывается производителем с учетом оптимальных соотношений характеристик устойчивости и управляемости, а также загруженность деталей трансмиссионного механизма. К геометрическим размерам относится количество и диаметр крепежных отверстий, диаметр центров крепежных отверстий, диаметр отверстия под ступицу. Такие величины так же, как и вылет колеса, описываются производителем машин и варьируются в достаточных пределах, исходя из особенностей каждой марки.
Как выбрать?
Прежде всего, все параметры колеса должны соответствовать требованиям производителя, поэтому следует избегать распространенного мнения, что колесные диски - не более чем декоративный элемент автомобиля. Как уже говорилось выше, при правильном выборе дисков можно улучшить динамику, управляемость и плавность хода. Согласно технической документации вашего автомобиля определите допускаемые тип и размеры колесных дисков. При необходимости, проконсультируйтесь у специалиста.
Определите для себя, какой конкретный тип диска вас устраивает, выберите приоритетность характеристик диска в вашем случае – цена, прочность, вес, дизайн, возможность восстановления.