№9-10 Сентябрь 2020
Жертвы Ковида
Международным автосалонам более ста лет. Париж и Женева, Франкфурт и Детройт, Токио и Пекин, и даже Москва проводили автомобильную...
Международным автосалонам более ста лет. Париж и Женева, Франкфурт и Детройт, Токио и Пекин, и даже Москва проводили автомобильную выставку, и раз в год-два без преувеличения миллионы людей шли вживую смотреть на новинки мирового автопрома. Для автомобильного журналиста день открытия выглядел примерно так.
«Сегодня утренний кофе не бодрит — организм уже взбудоражен ожиданием событий дня. Ведь такое случается два-три раза в год.
Белая рубашка, запонки, брюки со стрелками. А как иначе, если ты идешь на встречу со всем автомобильным миром.
Еще нет и восьми утра, а на входе ажиотаж, и приходится становиться в очередь.
Входишь в огромный павильон, ступаешь в мягкий ковролин и как будто проникаешь в другую галактику. Здесь другой воздух, другой свет. Со всего мира энергия тысячи талантов, а может и гениев, стеклась сюда и стелется по проходам и стендам. На стендах всё самое передовое, современное и завтрашнее. Сотни прилично одетых людей (не считая операторов в жилетках), все действующие лица автоиндустрии идут тебе навстречу. Привет, Джерри, твой внедорожник похож на дворец! Лоренс, отличные кроссовки, где купить такие? Жюльен, ты не забросил подводную лодку? Они улыбаются, непринужденно болтают, но заметно, что все слегка на взводе. Ну, а как? Всё, что ты делал, старался, вкладывал душу, время, силы и талант — всё это сейчас открыто всеобщему обозрению, глазам и объективам. Глазам, не всегда внимательным и проникающим в суть. И синдром Стендаля не всем им ведом. И тем полезнее последить за мыслью творца, увидеть детали.
Икуо Маэда, главный дизайнер «Мазды»: «Наш бренд для тех, кто действительно любит автомобили. Моя цель — продолжать соблазнять этих людей. Мне хотелось в дизайне отразить именно японскую эстетику. Традиционно японцы умеют считывать тонкие настройки в организации света. Через ошибки и заблуждения мы овладели тонким искусством создания игры света и тени. Обратите внимание, какие изысканные отражения возникают на поверхности наших моделей и как они меняются и чередуются с тенями в зависимости от того, как меняются источник света и угол зрения».
А потом ты идешь на другой стенд, смотришь, спрашиваешь, сравниваешь, понимаешь, почему такая разница и почему тебе интуитивно нравилось то, но не это.
Почти на каждом стенде ты встречаешь знакомую пиарщицу, и она ведет тебя в закрытую зону, где тебя (как и других твоих коллег) кормят и наливают, иногда даже grand cru.
И так до вечера, когда ноги гудят, спину ломит и рубашка не свежа. Но в фотоаппарате тысяча кадров, в диктофоне — слов, а ты полон впечатлений, мыслей и с приятным ощущением, что и сам являешься частью этого водоворота".
Но теперь — всё! Праздника не будет. Занавес.
В марте жестко, чуть ли не за четыре дня до даты открытия отменили Женевский автосалон. Понятно, что все производители уже привезли свои экспонаты, возвели стенды и забронировали отели. И у меня уже был авиабилет в Швейцарию. За Женевским отменили Нью-Йоркский, Пекинский, Московский, естественно, и вот Парижский, который аж с 1898 года, отменен: «Ничто не будет таким, как прежде, и этот кризис должен научить нас быть гибкими, креативными и более инновационными, чем когда-либо».
Тут нужно сказать, ковид только добил то, что еле терпело удары: жадность организаторов и нежелание производителей за такие деньги выставлять автомобили под одной крышей со всеми. То, что Московский автосалон — это история, мы уже и не сомневаемся, а возродятся ли Парижский, Женевский и Франкфуртский? Теперь настало время тех пиарщиков-маркетологов, которым наш материальный мир, где можно что-то потрогать, понюхать и попробовать на зуб, представляется захлопнутыми воротами с приколотой запиской: «Все ушли в онлайн». Теперь они, кто жаждал покончить с этой столетней традицией, должны реально доказать свое обещание и за те же деньги, что стоит участие в автосалоне, донести до всего мира с той же как минимум эффективностью всю ту информацию, которая содержалась бы на стендах.
Что ж, запасемся попкорном и будем ждать, когда на нас обрушатся потоки эмоциональной автомобильной пропаганды из экрана 6 на 9 сантиметров. А для тех, кто ценит тактильный контакт, кому нравится держать в руках что-то материальное, мы выпустили очередной номер журнала.