№09-10 Октябрь 2021
Еще раз про любовь
Вы не пробовали покупать автомобиль в последнее время?
Призрак бродит по авторынку. Призрак социализма. Кто жил в СССР, тот...
Вы не пробовали покупать автомобиль в последнее время?
Призрак бродит по авторынку. Призрак социализма. Кто жил в СССР, тот...
Вы не пробовали покупать автомобиль в последнее время?
Призрак бродит по авторынку. Призрак социализма. Кто жил в СССР, тот помнит: тотальный дефицит, пустые полки, очереди, хамство, власть продавца и просящие глаза покупателя.
Неужели сбывается пророчество Розенбаума — «всё вернётся, обязательно всё вернётся»?Что происходит? Человек приезжает в автосалон. С одной стороны, просто хочет купить машину, а с другой стороны — не просто. Это не рядовое событие в жизни, это самая дорогая покупка в жизни после недвижимости, и совершая её, отдавая свои кровные, совсем не хочется чувствовать себя униженным и оскорбленным. А наоборот, хочется, чтобы к тебе проявили уважение, такт и даже помогли точнее определиться с покупкой.
И раньше так бывало. Но не сейчас. Сейчас так. Ты подождал с полчасика, пока менеджер освободится, и он, не долго тебя выслушивая, сразу отвечает: синей с белым салоном нет, есть коричневая с черным, но там допы в виде пленки на капоте и фарах, аптечка, шумоизоляционное покрытие, сетка на радиатор, ковры резиновые в салон и багажник, всего на 700 тыс. руб. И продать мы можем не за наличные, а в кредит. А еще кроме автомобиля придется застраховать жизнь. Ну что, согласны? Синюю надо будет ждать 4-6 месяцев, но цену сейчас мы зафиксировать не можем. Так что, гражданин, брать будете? Нет? Следующий!
Но так жить нельзя! Хотя, конечно, можно — сколько лет жили. Но мы же не хотим. Нет, продавец, конечно, хочет. Ему дефицит, как коту масленица. А еще он вспоминает времена затоваривания и то, как они ходили травмированными поведением покупателей. Приходит в автосалон такой клиент вампирического типа, полдня сидит у менеджера и пьет его кровь, выбивая скидки и подарки. В конце концов, получает всё, что только можно, и, взяв в руки готовый договор купли-продажи, уходит. Он идет в другой дилерский салон, машет этим договором и тамошнему менеджеру говорит: «Слышь, ты. Хочешь, чтобы я в вашем амбаре машину купил? Вот у меня реальное предложение от твоего конкурента. Давай мне от него еще скидку или я пойду у них куплю».
Вы скажете, ну, а «кака така любовь» может быть между покупателем и продавцом? Они из разных окопов. Один хочет продать подороже, а другой купить подешевле. Всё так.
Но не зря же откуда-то взялись выброшенные сейчас на помойку термины типа «клиентоориентированность» и слоганы типа «выше клиента только бог».
Вот я прихожу на рынок и покупаю творог у Наташи, орехи у Рустама, а помидоры у Фаруха. И даже не смотрю, что там мне накладывают. Я уверен, что там все прекрасно. А еще раньше покупал помидоры у Фархада. Но как-то раз под Новый год я купил много помидоров у Фархада, а дома обнаружил, что несколько было прям совсем плохих, на стол не подашь, да еще праздничный. Теперь уже года три я покупаю помидоры у Фаруха. И все мои друзья тоже.
Автомобиль, конечно, не помидор. Покупаем мы его гораздо реже. И некоторые эксперты говорят, что покупательской мести не будет. Что даже если ты в следующий раз не пойдешь к этому дилеру, то пойдешь к другому, а он — такой же.
Но мне кажется, что это то же самое, если сказать, что все женщины одинаковые. Они, конечно, кое в чем действительно одинаковые. Но все такие разные.