Команда BRP все-таки выпустила мотовездеход класса side by side.
В 2003 году компания Yamaha выпустила первый мотовездеход Rhino (Носорог) построенный на базе обычного квадроцикла, но с поперечной посадкой и с автомобильным алгоритмом управления. Специально для Rhino было придумано название нового класса техники — side by side (бок о бок). После довольно долгой паузы в 2-3 года, как грибы после дождя, свои side by side сконструировали Arctic Cat, Polaris, затем подтянулись Kawasaki, Honda.
Примечательно, утилитарные мотовездеходы с откидным «самосвальным» кузовом стали выпускать и фирмы, специализирующиеся на производстве строительной техники, такие, как скажем, Bobcat и Caterpillar. Да, что говорить! К нам в Россию нескончаемым потоком хлынули китайские side by side. Являясь плохой копией аппаратов, именитых производителей, даже эти «поделки» из Поднебесной, начали расходиться, как блины в масленицу. Команда BRP, продолжала держать паузу…
И когда практический все уже и не чаяли (конечно, кроме ярых фанатов техники BRP) увидеть side by side под желтыми флагами (корпоративный цвет данной компании) из Канады пришла весточка, мол, добро пожаловать на предприятие BRP на премьерную тест-сессию нового side by side Can-Am Commander 2011 модельного года. В путь собрались задолго до даты отъезда.
Стоит отметить, в далеком 2003 году к появлению Yamaha Rhino большинство специалистов в индустрии ATV (All Terrain Vehicles) отнеслись, мягко говоря, скептически. Во-первых, у всех возникали большие сомнения, найдет ли столь экзотический транспорт своего клиента. Во-вторых, появлялись серьезные вопросы к уровню безопасности вездехода с автомобильной компоновкой управления.
Короткая колесная база, до неприличия, по автомобильным меркам, узкая колея, плюс высокий центр тяжести (ведь надо же было как-то обеспечивать всепролазность агрегату) — суммируем, получается машинка-то, явно не должна обладать нормальной устойчивостью на прямых, а в любом быстром повороте низменно обязана катиться кубарем. В принципе, так оно и происходит, если переборщить со скоростью при вхождении в поворот.
Но в целом, инженерам UTV из авторитетных компаний (к слову, аббревиатура UTV появилась относительно недавно и стала полноценным эквивалентом устоявшемуся названию класса — side by side) удалось за счет многочисленных компромиссных решений сделать авто- мотовездеходы максимально безопасными и довести их уровень вездеходности, почти до уровня обычных квадроциклов (подчеркну, мы сейчас говорим о базовых версиях).
Собственно, именно эти два фактора — безопасность и «всепролазность», стали ключиками к сердцам многочисленных пользователей UTV. И вроде, народу больше ничего и не нужно было. В одном аппарате они получали: трактор, самосвал, туристическое багги и серьезный вездеход. Ну что еще для колхозно-внедорожного счастья нужно? Оказывается нужно!
Года два назад компания Polaris делает «ход конем», выкатывая на рынок спортивную модель UTV — RZR. Конкуренты замерли, скрестив пальцы, в тихой надежде на коммерческий провал модели RZR. Зря переживали. После выхода на рынок RZR происходит натуральный взрыв популярности машин с компоновкой side by side. Во всяком случае, в России на новые спортивные UTV спрос превосходит предложения.
Ближайшие конкуренты Polaris сейчас готовят «ответ Чемберлену». У Kawasaki, например, в 2010 году появилась модель Teryx, не сомневаюсь, скоро что-то из sport-UTV покажут Yamaha, Honda и Arctic Cat. К чему, это я веде? Да к тому — невзирая на затянувшуюся паузу, сроком в 7 лет, компания BRP выбрала крайне удачное время для вывода на рынок своего первого side by side.
Учтя ошибки пионеров клуба-UTV, и приняв во внимания на новейший потребительский акцент, в сторону спортивности, канадцы сделали то, что сейчас будет наиболее востребовано на рынке — квази-универсальный UTV, ставший гармоничным сочетанием фанского-драйва и практичной утилитарности. Удасться ли BRP своим аппаратом потеснить старожил сегмента UTV покажет время.