Когда меня пригласили принять участие в путешествии под названием «6X6 Off-road» по полуострову Рыбачий на мотовездеходах Can-Am Outlander 6x6 1000 XT, я аж подпрыгнул: «Отлично! Вот, покатаемся, як на танке до Берлина!» По-иному, если судить по фотографиям, шестиколесный монстр и не воспринимается. Натуральный БТР, которому в жизни мирных граждан категорически делать нечего.

Полуостров Рыбачий за несколько последних лет стал местом туристического паломничества отечественных джиперов и мотоциклистов. Облюбовали самый северный край западной части нашей страны и квадроциклисты. Забегая чуть вперед, скажу, что квадроциклы здесь настоящие короли всех дорог, троп, гор и болот. Перемещение на других видах транспорта неизбежно ведет к смакованию несладкого «коктейля» из смеси человеческого пота, порванных тросов лебедок, ушибленных частей тела и нервного плутания в поисках объездных маршрутов. Правда, и на «квадратах» надо быть готовым к неприятным сюрпризам. Хотя, если вы будете за рулем Can-Am Outlander 6x6, то с этими неприятностями априори столкнетесь с меньшей вероятностью. Но об этом чуть позже.

По скорости передвижения квадроциклы на рыбачьем — настоящие короли.

На своих мотовездеходах в сторону море-океана мы отправились чуть ли не прямо от КПП пограничников на мосту через реку Титовку (от Мурманска –100 км). Погранцы с серьезными лицами проверили у нашей группы паспорта, но каких-то спецпропусков не затребовали. Жителям России въезд в приграничную зону полуострова Рыбачий открыт. Иностранцы — вэлком в кабинеты к представителям соответствующих органов.

На плотном грунте и на асфальте аппарат дает заметные боковые крены, и задние колеса все время стремятся обогнать мотор. Однако квадроцикл остается подконтрольным и управляемым, если, конечно, не пытаться опровергнуть законы физики.

Наша первая цель — турбаза «Большое Озерко», расположенная в непосредственной близости от морской бухты Мотовского залива Баренцева моря в устье ручья Морозова. Двинулись мы туда сначала по каким-то танковым колеям, затем вышли на так называемую старую Немецкую дорогу. Иногда ее называют еще Пароварской из-за одноименной финской деревушки, некогда расположенной поблизости.

Финская инициатива

Финская инициатива

Идея создания шестиколесногo Outlander принадлежит финскому подразделению BRP, занятому производством снегоходов Lynx. В Канаде к затее финнов отнеслись скептически и категорически рекомендовали не тратить зря время на ATV. В ответ потомки викингов проявили родовое упорство и вопреки всем рекомендациям создали несколько прототипов Outlander 6x6. Когда же в гости на завод Lynx (совсем по другим делам) пожаловала делегация начальников из Канады во главе с самым большим боссом, то им предложили ради интереса прокатиться на экспериментальных моделях квадроциклов. И проекту Outlander 6x6 был дан зеленый свет.

Для шестиколесника и обычных «квадриков» Немецкая дорога — настоящий хайвей. Примечательно, что по скорости «сороконожка» (так неофициально прозвали мы Outlander 6x6) не уступает обычному квадроциклу и повороты прописывает в весьма бодром темпе. Конечно, проявляются существенные горизонтальные крены, и задние колеса на виражах стремятся обогнать переднюю ось. Тем не менее Outlander 6x6 — это точно не какой-то тыловой обоз, вечно теряющийся за горизонтом, отставая от основной колоны путешественников.

Вздернутые пушки батареи поночевого будто готовы к стрельбе, а памятники павшим во время ВОВ, кажется замерли в ожидании новой войны.

Нас сопровождал опытный проводник, прекрасно понимающий, что долго пылить по хайвею, пусть и обладающему исторической ценностью, на квадроцикле неинтересно, и в какой-то момент мы «нырнули» в сопки. Здесь отчетливо и крайне явно проявился еще один любопытный момент: на камнях и крутых склонах «шестиколесники» держались куда более уверенно, чем обычные «квадраты». Ради эксперимента решил проехать несколько километров на обычном двухместном Outlander. И вот оно, прозрение! Плавность и комфортность движения «шестиколесника» на порядок выше, чем у стандартного двухместного мотовездехода. Видели бы вы глаза человека, у которого я забирал свою «сороконожку». В них стояли слезы, на лице застыла гримаса вселенской скорби, а губы тихо шептали: «Опять на этой «табуретке» трястись. Лучше бы и не садился на «сороконожку». Не знал бы, насколько она по сравнению с моим «квадратом» комфортна и руки не отбивает, ехал бы себе спокойно».

С отключенным задним стабилизатором Outlander 6x6 одновременно похож на шагающего робота и на гусеничный вездеход. Все препятствия шагая переползает.

Переночевав на турбазе, утром следующего дня двинулись к легендарному хребту Муста-Тунтури — 4-километровой зоне, превратившейся во время Великой Отечественной войны в кровавую мясорубку. Немцы, в прямом смысле вгрызшиеся в гранит на всех главенствующих высотах этого хребта, потеряли здесь убитыми 12 000 солдат. Все поименно перечислены на мемориальной доске кладбища возле поселка Печенга. Сколько полегло за время войны советских воинов, постоянно штурмовавших Муста-Тунтури аж до 1944 года, известно только Богу.

Технический прокол

Технический прокол

За все время путешествия столкнулись с двумя техническими неприятностями: сорвало пыльник ШРУСа из-за намотанного на привод куска мусорного мешка, и пару раз чинили порезанные острыми камнями колеса. Еще, правда, все участники нет-нет, да прикладывали нижнюю защиту о северные камушки.

Три режима

Три режима

Электроусилитель руля DPS работает еще и как демпфер, эффективно гася удары, переходящие от передних колес на руль, а затем и на руки пилота. С кнопки на руле устанавливается один из трех режимов работы усилителя: максимальная помощь, минимальная и средняя. Полностью отключить DPS нельзя.

В этих местах до сих пор ежегодно находят захоронения с останками наших дедов и прадедов. Противоречивые чувства возникают, когда стоишь на вершине под кумачовым стягом СССР. «Накануне атаки мы вышли к Муста-Тунтури… Перед атакой было нас 750 человек. Погибших наспех прикрыли камушками, и тут же давай писать дурацкие отчеты, кто да как себя проявил в кровавой атаке. Вот думаю: а была ли она нужна» (Отрывок из книги М. Г. Орешета «Осиротевшие берега»). «…Русские, насколько хватало взгляда, стали наступать на нас, и самым страшным было то, что они, презирая смерть, вообще не реагировали на огонь беспрерывно строчащих пулеметных расчетов… Они не прятались, они падали толпами, но позади них уже шли новые шеренги людей. Никто не бросался на землю» (Из мемуарных воспоминаний о штурме Муста-Тунтури немецкого полковника К. Руефа).

С вершины мустатунтури открывается прекрасный вид, но взгляд и душу царапают разбросанные повсюду осколки мин.

Грузоподъемность грузовой платформы со встроенным багажным отделением — 363 кг. Масса буксируемого груза — 750 кг. Для Outlander 6x6 уже приготовлены оригинальные аксессуары, превращающие грузовую площадку в кузов и закрытый кунг. Подходят к нему и все модульные аксессуары BRP с системой LinQ.

Полуостров Рыбачий насквозь пропитан войной. Но когда вокруг царит мир, природа берет свое и возвращает на землю спокойную благодать красоты. Даже брошенные военными поселки с темными глазницами обшарпанных пятиэтажек не пугают своим видом и с причудливой гармоничностью вписываются в каменистые пейзажи.

От Муста-Тунтури наш маршрут пролег до мыса Немецкий, где маяком отмечена самая северная точка европейской части России. На маяк забраться не удалось. Говорят, смотритель маяка ворчлив и не гостеприимен. Наверное, таким и должен быть настоящий смотритель маяка на краю землю. Всем не угодишь! Зато маяк, судя по ухоженному внешнему виду, находится все-таки в хороших руках.

В следующем году обещают появление Can-Am Outlander 6X6 с 600-кубовым двигателем Rotax и в двухместной модификации.

Между тем Can-Am Outlander 6x6 не переставал удивлять. После презентации в Мурманске как-то подзабылось, что при необходимости задний поперечный стабилизатор у него можно отключать. Вовремя вспомнили! Аккурат перед каменистым участком дороги, да еще на горочку. Боковые крены увеличились, артикуляция задней подвески повысилась раза в два (на глазок). Outlander 6x6 по манере передвижения cтал больше походить на гусеничный вездеход, чем на квадроцикл. Он не проезжал по камням, а их «облизывал». На тех же камнях проявилась и одна неприятная особенность. Если переборщить со скоростью, то нижняя защита, расположенная между передними колесами, непременно соприкоснется с торчащими из земли булыжниками.

В режиме 4х6 «гребут» только четыре задних колеса. При 6x6 передний дифференциал Visco-Lok QE передает усилие на передние колеса для обеспечения лучшего сцепления. Осуществлять переход с одного режима работы трансмиссии на другой разрешено прямо на ходу, не сбрасывая скорости.

Конечно, затянув пружины, есть возможность исправить ситуацию. Но, на мой взгляд, только частично. В корне купировать «приседания» мотовездехода на переднюю ось без нанесения ущерба общему комфорту смогут только принципиально иные амортизаторы с более энергоемкими характеристиками.

Проходимец

Проходимец

Естественно, что и у «сороконожки» есть свой предел проходимости. И если залезть в болотную топь, особенно на стандартных колесах, «квадрат» с большой долей вероятности там застрянет. Правда, для исполнения данного трюка надо проявить бесконечную глупость, что, собственно, мы сделали, найдя и на камнях требуемую трясину. Любопытная деталь: выудить «сороконожку» из вязкой жижи оказалось намного легче, чем застрявшие там же обычные «квадраты».

Резюме. Объективно сравнивать шестиколесный мотовездеход с обычным квадроциклом на первый взгляд как-то даже не корректно. Outlander 6x6 создавался финскими инженерами BRР с четкой ориентацией на выполнение конкретных задач, связанных с перемещением грузов и выполнением служебных работ в труднодоступных местах. Аппарат явно адресовался различным фирмам и компаниям. Но вот в чем штука: если передо мной поставят обычный двухместный квадроцикл Outlander, мотовездеход Can-Am Commander c автомобильным рулем и Outlander 6x6, то, не задумываясь, для дома за городом, отдыха и туризма выберу последний. Путешествуя по Рыбачьему, мы заезжали в такие места, куда на обычном квадроцикле лично я сунуться просто бы поостерегся. За автомобильным рулем я и в пробках еще полжизни успею провести. У Outlander 6x6 же сумасшедшая мощность мотора и выдающаяся грузоподъемность. И не покидающая тебя уверенность в том, что проедешь и заедешь куда угодно. Плюс комфорт и чувство свободы. Такого набора качеств нет ни у одного другого мотовездехода.

Can-Am Outlander 6X6 1000 XT
Двигатель V-Twin, жидкостного охлаждения
Объем, см3 976
Мощность,л.с. 82 при 7000 об/мин
Крутящий момент, Нм 88 при 5000 об/мин
Рама SST G2 6x6
Габариты, мм 3300х1168х1118
Ход передней подвески, мм 229
Ход задней подвески, мм 236
Клиренс, мм 305
Сухой вес, кг 515
Топливный бак, л 40
Цена, руб. от 1 169 000