С появлением современных горных снегоходов многие с удивлением обнаружили, что управлению такого рода аппаратами, оказывается, надо реально учиться. И вовсе не для того, чтобы получить официальное разрешение сесть за руль снежной машины. Ведь даже если вы уже годы провели в седле утилитарного снегохода, не факт, что сумеете грамотно обуздать «горник».
Снег на Камчатке особый. Белый пух поглощает тебя целиком вместе со снегоходом. Ослепительно-космические пейзажи заиндевевших гор заставляют цепенеть душу. Вулканы, как ожившие боги, лежат на перекуре, мирно попыхивая белым кумаром. Даже в момент полного измождения, вытащив парутройку раз из снежного плена застрявший снегоход, нервно хватая ртом морозный воздух, ты не перестаешь думать: «Черт возьми, да ведь это настоящий рай! И это родина моя».
Спасение в слаженности
Ежедневное расписание: утром теория, практические занятия по антилавинной подготовке, выезд на склон. Когда наша группа в первый раз получила задание отыскать «потерпевшего» под снегом было совсем не смешно. Ругань, окрики, бестолковые чертыханья, полное отсутствие понимания, как вообще этот бипер (поисковый локатор-маяк) работает, — короче, «условного друга» в тот день мы потеряли. А на третий день уложились уже в 7 минут. Быстро нашли, слаженно откопали и умудрились не забыть поставить дозорного на «шухер» — следить за тем, чтобы, пока копаем, не накрыло второй «доской».
Как я очутился посреди белого камчатского космоса? Дело в том, что здесь, на главной базе в «Снежной долине», обосновалась школа SkiDooKing. Впрочем, лучше обо всем по порядку.
Грамотный снегоходчик без антилавинного снаряжения в горы никогда не поедет.
В отечественном снегоходном бизнесе основная доля продаж приходится на утилитарные снегоходы. Так что подавляющему большинству наших снегоходчиков (на которых, собственно, и зарабатывается львиная часть прибыли) глубоко «параллельны» всякие там «бундокинги», «фрирайды» и другие выкрутасы отдыхающих мажоров, мечтающих со вкусом сломать себе шею на горном снегоходе. Но вот в чем штука: за последние годы модели горных машин (их еще называют снегоходами для глубокого снега) демонстрируют уверенный рост продаж. И если кто-то считает, что данные модели созданы сугубо для взрослых мужчин и женщин, остановившихся в развитии между половозрелостью и первой рюмкой водки, то они сильно заблуждаются.
Расчет на три, четвертый в уме
Курс рассчитан на три дня обучения. Стоимость одного дня $600. В цену включены проживание и трехразовое питание, работа инструктора, гида, механика, специалистов Лавинной службы и, главное, аренда снегохода Ski-Doo Summit SP 800 E-TEC 2014 и заправка его бензином.
Махнем к вулканам?
В качестве опции школа SkiDooKing на Камчатке предлагает один дополнительный день посвятить туристическому сафари (цена 20 000 руб.) по уникальным природным достопримечательностям. В непосредственной близости от базы находится вулкан Вилючинский высотой 2173 метра, в 60 км – действующий вулкан Мутновский (2322 м), а при желании и соответствующей погоде и к океану можно махнуть.
В компании Rosan (так называется официальный дистрибьютор техники BRP в России) одними из первых сообразили, что мало продать горный снегоход. Хорошо бы еще и научить клиента правильно им управлять. В итоге получишь: воспитание долговременной лояльности к бренду — раз; практически гарантированные продажи новых моделей «горников» в будущем – два. Плюс эта школа — отлаженный механизм, способный раскрыть с максимальной безопасностью технический потенциал и конкурентные особенности снегоходов Ski-Doo на уровне обычных пользователей. Против такой подготовки обычный клиентский тест-драйв выглядит пустой тратой времени.
Копать и еще раз копать
На первых порах самое сложно для новичка в «горном деле» — понять, что на 90% снегоход управляется не рулем, а курком газа, ручкой тормоза и с помощью активного перемещения тела. Как только это доходит до вашего сознания, наступает этап под названием «копать, копать и еще раз копать». Тебе кажется, что ты ухватил самую суть секрета за хвост. Начинаешь экспериментировать, но «снежик» с диким упрямством при любом твоем маневре уходит гусеницей к центру Земли. Многих учеников ад «тяжелой атлетики» укатывает менее чем за четверть времени, отведенного на все дневное занятие, и они начинают халтурить.
Школа горного управления снегоходом SkiDooKing, открытая два года назад под патронажем компании Rosan, сразу стала синонимом грамотного и системного подхода к обучению. Есть у данной школы и свои секрет, делающий ее более привлекательной по сравнению с другими аналогичными заведениями. В принципе, учиться правильно «пилить склоны» и маневрировать между елочек-сосеночек можно в любом овраге и лесу — был бы рельеф. Только SkiDooKing — безусловно, нечто больше, чем просто школа управления снегоходом.
Самая распространенная ошибка среди учебников отечественных «горных школ» — значительное превышение скорости движения при малом опыте управления.
Хотя для начала все-таки попробуем в славную историю SkiDooKing вписать среднестатистического снегоходчика с чисто практической точки зрения. Возьмем самый распространенный вариант. Например, есть у меня утилитарный «утюг». Зимой активно катаюсь на нем на рыбалку и охоту с друзьями, иногда предпринимаю вылазки на природу с семьей. Езжу по знакомым своим полям, оврагам и грейдерам спокойно, размеренно. Вот уж больше десятка лет езжу! В принципе, меня можно назвать продвинутым райдер-таксистом. Серьезный накат дал мне некое представление об управлении снегоходом. И зачем нужна мне эта школа SkiDooKing?
Ответ по пунктам. Первое: вы познакомитесь с такими приемами управления снегоходом, о существовании которых даже не подозревали и которые впоследствии сделают для вас управление «снежиком» более безопасным. Будьте уверены, каким бы опытом вы ни обладали (ну, кроме разве что пяти-шести лет наката в горах), у райдера-инструктора всегда найдется, чему вас поучить.
Бесконечное терпение
Отличительная черта инструкторов школы SkiDooKing — системный подход к обучению. Поэтому процесс обучения не сводится к алгоритму «смотрите на меня и повторяйте». Есть конкретные упражнения, задания, а главное — индивидуальный «разбор полетов» и обсуждение конкретных промахов, допущенных тем или иным учеником. А врожденных «детских ошибок» у всех хватает. Один на маневрах забывает про тормоз, другой слишком.
Второе: повышение грамотности управления снегоходом обязательно заставит вас искать у себя дома более интересные и сложные маршруты. Именно интересные и сложные, а не затяжные «зарубы» по дремучим лесам.
Третье: курс антилавинной подготовки полезен во всех смыслах, так как завалить с головой может и в безобидном на первый взгляд подмосковном овраге. Автоматически приходишь к выводу: никогда не выезжать в одиночку и без лопаты (и у вас, и у попутчика). Да если вы к тому же не обладаете знаниями по оказанию первой медицинской помощи, то пора ликвидировать эти пробелы в образовании. Ведь в случае неприятностей спасать-то друг друга вы будете сами, а не через МЧС.
Четвертое: полученные в школе SkiDooKing знания помогут лучше ориентироваться в современных моделях снегоходов и позволят формировать свое собственное компетентное мнение о новинках (что поможет вам сразу же отказаться от мечты о снегоходе, способном с успехом таскать артиллерийскую пушку и одновременно быстро мчаться по кроссовой трассе, «пилить» глубокий снег на склоне и прыгать с пятиметровых скал).
Не надо иллюзий
Можно ли научиться снегоходному фрирайду за три дня? Нет, нельзя! Впрочем, как и за три года. Гуру снегоходного фрирайда мирового уровня Крис Бурандт как-то сказал, что в России классные горные снегоходчики обязательно появятся лет через 5–7, но при условии, что в горах они будут кататься не меньше 200 дней в году, как он и его друзья. Вывод: после SkiDooKing вы не станете крутым фрирайдером, но то, что будете управлять снегоходом и понимать его лучше большинства своих товарищейснегоходчиков, — практически гарантируется.
От занятий в SkiDooKing практически неизбежно возникают побочные эффекты. Приоткрыв дверь в секретную комнату с тайнами горного управления снегоходом, 9 из 10 человек загораются желанием поселиться рядом с горами и купить «горник». Мечта? Да! Зато при любом удобном случае даже на утилитарном снегоходе нет-нет да будешь атаковать какой-нибудь овраг траверсом (так называется проезд вдоль склона в наклонном положении). Заразная вещь, эта школа SkiDooKing! А мечты имеют свойство сбываться.
Понятно, что школа создана для популяризации снегоходов Ski-Doo, но в конце концов знания не имеют брендового тавра. Главный же секрет школы заключается не только в системном обучении всем премудростям снегоходной науки, но и в тесном переплетении теории с эмоциональной составляющей горного драйва.
На Камчатке это чувствовалось особенно хорошо — вплоть до тактильных ощущений. Здесь, в краю божественнозаиндевевших гор, где белый пух совершенно особого, космически-легкого снега поглощает тебя целиком вместе со снегоходом, — рай для снегоходчика, идеальное место для бесконечного фрирайда.
Нередкая мысль учеников: меня жестко мучают за мои же деньги.
На главной базе Snow Valley (snow-valley.ru) в снежной долине, где обосновалась школа SkiDooKing, обстановка совершенно домашняя и весьма интеллигентная. Обслуживающий персонал, инструкторы, проводники искренне рады гостям. Все прекрасно понимают: чтобы приехать на Камчатку, требуются не только деньги, а еще определенные настрой и решимость отправиться не в какую-нибудь уютную Европу, а в края дикие, почти неизведанные.
Лучший и дружелюбный
Наверняка найдется масса людей, которые захотят оспорить мое утверждение, что снегоход Ski-Doo Summit SP 800 E-TEC — лучший аппарат для снегоходных школ. Тем не менее я еще никогда не видел, чтобы на Polaris или Arctic Cat уже на второй день обучения хрупкая девушка могла бы уверенно проехать вдоль склона в крутом боковом наклоне. А в исполнении Ski-Doo Summit такое довелось видеть несколько раз. И кстати, не только в SkiDooKing, а в других, так сказать, независимых снегоходных школах.
Кстати, в этом еще один секрет привлекательности школы SkiDooKing на Камчатке. При общем высоком комфорте проживания и обеспечении максимальной безопасности занятий, вы на подсознательном уровне понимаете, что расслабляться в горах не стоит. Чуть ослабил внимание – либо завалит, либо снегоход потеряешь. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Поэтому искренне прошу прощения у организатора школы SkiDooKing на Камчатке BRP Центра «РПМ» Петропавловск-Камчатский за упущенный на крутом склоне снегоход. Чеку безопасности, выключающую двигатель, когда райдер вылетает из седла, все-таки умные люди придумали. Пристегивайтесь, господа, и учитесь пользоваться биперами!