Отказаться от дорогих машин чиновники не могут, так как это повредит их репутации среди коллег.

Некоторые государственные и муниципальные учреждения, судя по официальным заказам, теперь стараются закупать даже более дорогие автомобили, чем до кризиса. Так, администрация Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области недавно купила для служебных нужд новый Lexus RX 350 почти за 2 млн. рублей. Для сравнения, в докризисные времена администрация приобретала модели ГАЗ 31105 и ВАЗ 21124.

Администрация Астрахани объявила о закупке сразу трех автомобилей – двух Toyota Camry комплектации R5 за 2 230 000 рублей и одного Lexus RX 350 за 2 млн. рублей. Toyota Camry по цене 1 190 000 рублей понадобилась и городской администрации Обнинска. Топчихинский муниципальный район Алтайского края приобрел для нужд администрации Subaru Forester за 1 млн. рублей.

Премьер-министр России Владимир Путин обещал, что ни один рубль из бюджета не уйдет на закупку иностранных авто. Тем не менее чиновники тратят миллионы из госбюджетов на приобретение дорогих машин для ведомственных автопарков. При этом все чаще госслужащие делают выбор в пользу иномарок российской сборки (за это их журить не будут). И тут фаворитами становятся петербуржские Toyota Camry, заявляет председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов.

То, что чиновники покупают дорогие иномарки, Кирилл Кабанов объясняет тем, что иначе их не поймут коллеги. Светские мероприятия, на которые госслужащие приезжают на своих машинах, для них важнее, чем непосредственно работа в ведомствах.

«Представьте, что к дорогому ресторану, где выстроились в ряд лимузины со служебными номерами, подъезжает чиновник на “Волге”. Его просто не поймут», — поясняет Кабанов.

Еще одна причина, заставляющая должностных лиц предпочитать довольно дорогие марки, — скидки. «Когда чиновник покупает для служебного парка партию машин, уценка доходит до 20%, — отмечает Кабанов. — Однако мы не видим этих сэкономленных денег в итоговых цифрах закупок. Легко предположить, что разница идет в карман чиновнику».

То, что с началом кризиса приобретение недешевых автомобилей госслужащими участилось, эксперт считает обычной практикой: «Около 3 лет назад силовые ведомства пробили увеличение ассигнований на борьбу с терроризмом. Очень скоро мы констатировали появление большого числа бронированных служебных лимузинов. А вот бронированных уазиков для перевоза личного состава не прибавилось. Чиновники используют любой повод для того, чтобы увеличить свой комфорт и статус в тусовке».