«Благодаря» программе по утилизации старых машин классические «жигули» в стране днем с огнем не сыскать.
В России вновь гигантские очереди на «Жигули». Даже тольяттинцам предлагают подождать несколько месяцев, прежде чем Lada нужной комплектации будет изготовлена и доставлена продавцу. «Почему все решили, что если машина наша, можно сразу пойти и купить ее? — удивляются на ВАЗе. — Ford ведь вы ждете три месяца».
На рынке в самом деле создалась парадоксальная ситуация: в условиях кризиса за вазовскими автомобилями выстроились тысячные очереди сроком на три-четыре месяца, а машин уже нет давно. Очереди от 900 до 3 000 человек в зависимости от региона — таков спрос на вазовскую «классику» (ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107), которой остро не хватает с тех пор, как заработала государственная программа утилизации — обмена старого автомобиля на новый через ваучер.
В очередь на «пятерки» можно уже не вставать. В начале марта завод пошел на рекламную акцию, установив специальную цену на «пятерку» в 99 000 рублей (160 000 руб. в базе до скидки) и 199 000 рублей на «Калину» (260 000 руб. в базе до скидки) с учетом сертификата. Однако уже 24 марта все дилеры АвтоВАЗа получили приказ, запрещающий прием заявок на ВАЗ-2105 по спеццене. «Семерка» (ВАЗ-2107) остается самой дешевой машиной в рамках программы утилизации, а значит, и самой дефицитной. С учетом сертификата доплатить за нее придется всего 126 000 рублей.
Теоретически аудитория все еще может приобрести автомобили и пятого, и седьмого семейства вне утилизационной программы, то есть и за 163 576 и 173 808 руб., однако найти «живые» автомобили в столице и в этом случае почти невозможно. Более того, многие дилеры по собственной инициативе отказываются принимать заявки на «нормальные» «пятерки», так как, по их словам, «не знают сроков доставки». «Приору» и «Калину» обещают отдать «хоть завтра» — только желающих на автомобили стоимостью свыше 200 000 руб. гораздо меньше.
В Москве по программе утилизации работают всего четыре вазовских дилера (у некоторых из них по несколько автосалонов), которые не справляются с нагрузкой. Не все автосалоны готовы терпеливо предоставлять информацию по телефону, а искушенные сотрудники иногда просто предпочитают бросить трубку. Большинство вазовских дилеров сейчас предлагают прийти заполнить анкету, оставить залог в 10% и ждать звонка. Например, как сообщили в центре «АвтоВАЗ-Люблино», очередь на покупку вазовской продукции в рамках программы утилизации составляет 900 человек (ожидание три-четыре месяца). Заказы на «семерку» составляют около 80%.
Еще хуже дела обстоят в регионах, например, в Самаре. Как рассказали в автосалоне «Самара Лада», очередь из желающих приобрести Lada (преимущественно ВАЗ-2107) по утилизационной программе составляет 3 000 человек, в день обслуживается по 15 человек, машины для тех, кто запишется сейчас, будут не ранее чем через полгода.
Нехватку «классики» на ВАЗе объясняют неожиданным интересом к утилизационной программе. Не будем списывать со счетов и то, что завод заинтересован в распродаже семейства «Калина», которое и по спеццене все еще имеется в достаточном количестве. Несмотря на то что до последнего времени «классика» была слабым звеном, сейчас, по словам представителя АвтоВАЗа Игоря Буренкова, завод вносит коррективы в план производства. «Объем “классики” будет увеличен, но все-таки не кратно», — говорит И. Буренков. По его словам, заявки уже учитываются в плане производства на ближайшие месяцы, однако точную цифру по объемам называть не стал. Известно только, что в рамках программы утилизации ВАЗом уже принято 83–84 тыс. заявок.
Организовать соответствующий заказ в производство прямо сейчас мешает то, что многое зависит от поставщиков. Им необходимо минимум 45 дней для выполнения заказа АвтоВАЗа на определенные комплектующие. С учетом того, что у разных моделей разная номенклатура, одного решения АвтоВАЗа недостаточно, чтобы немедленно приступить к производству машин нужного объема.