Столько покрышек привезла Pirelli на российский этап супербайка.
В этом году итальянская Pirelli обслуживает не только королевскую автогонку Формулу-1, но и не менее королевскую мотогонку на супербайках. Как всегда, в Москве были задействованы пять разных по характеристикам покрышек. Но гонщики в основном пользовались дождевыми покрышками и сликовой SC1, замечательной тем, что в состоянии работать в широком диапазоне температур. К слову, на эту шину приходится до 80% использования в гонках.
Особенность мотошин для гонок в том, что все они в том же виде и качестве свободно продаются всем желающим. Такова политика Pirelli и такова общая философия гонки супербайков: что вчера в гонках, то сегодня в продаже. При этом слики используются и продаются только супербайкам. Машины других классов вынуждены пользоваться иной "резиной".
Таким образом для Pirelli, как и для любого производителя мотоциклов гонка супербайков - отличная испытательная лаборатория, позволяющая получать продукт высочайшего качества и самых современных технологий. Как уверяет Джорджио Барбьер, директор Pirelli Motosport, шины для гонщиков изготавливаются на тех же заводах и том же оборудовании, что и покрышки для гражданских целей.
А лидер гонки, знаменитый Том Сайкс, заявил, что в этом году Pirelli выпустила шины превосходящие те, что были в прошлом году. Во многом из-за того, что они имеют лучшую износостойкость и лучше работают в разных температурных условиях и покрытиях.
Мотоцикл цепляется за дорогу поверхностью размером с пачку сигарет. Или презервативов (чтобы не использовать предметы курения в рекламных целях, когда началась активная борьба с этим явлением). Вот насколько важны шины для мотогонок. А для шин важно то, из чего они сделаны. Поэтому Pirelli после каждой гонки собирает все использованные шины и тщательно анализирует каждую, чтобы понимать, как еще можно улучшить покрышку, какую смесь для нее приготовить и какую форму придать. И если раньше было достаточно мнение пилота, то теперь компания собирает отзывы еще и от инженеров команд, данных электронных исследований, отзывов рядовых покупателей и продавцов.
А разница температур воздуха и асфальта может напрямую и очень существенно изменить характеристики шины. На Moscow Raceway в этот раз погода была дождливой, холодной и неустойчивой, и температура и качество покрытия, причем одновременно на разных участках трассы, менялись не одинаково и постоянно, что усложняло и без того непростой выбор покрышек командами и безопасность прохождения трассы. Например,температура воздуха составляла 15 - 16 градусов, а асфальта - 24-25 в "тени" и до 30 и более градусов на солнце. Которое вскоре уходило и резко опускало температуру покрытия. А когда начинался дождь в одном месте, температура воздуха оказывалась много выше температуры асфальта. в таких условиях гонщикам приходилось гоняться.
При этом, как рассказал мне Том Сайкс, опаснее, когда дорога становится сухой после влажного состояния: шина не успевает адаптироваться, и ведет себя как на скользкой поверхности. "Но в этом году Pirelli выпустила отличные шины нового поколения с усиленной центральной частью, что пришлось очень кстати на шершавой московской трассе". К тому же производитель и гонка перешли на новый типоразмер - 17 дюймов вместо прежних 16,5, что благотворно сказалось на прохождении виражей и кривых участков со сменяемыми поворотами. Превосходные характеристики новых 17-дюймовых шин Diablo Superbike позволяют участникам значительно сократить время преодоления кругов и установить новые рекорды, поясняет Джорджио Барбьер.
Характеристики нашей трассы требуют от передних шин сбалансированности в отношении скорости на плавном секторе трассы и устойчивости на участках интенсивного торможения и в поворотах перед прямыми, поясняет Барбьер. С точки зрения задних шин конфигурация трассы не имеет значительных особенностей. В то же время трасса оказалась очень агрессивной как для передней, так и для задней шин. Это можно объяснить наличием песка и неровным покрытием. Песок на трассе уменьшал пятно контакта шины с асфальтом, что значительно ухудшало уровень сцепления. В результате наблюдалась довольно устойчивая тенденция к скольжению в повороте, а это, в свою очередь, вело к трению шин об асфальт, недавно уложенный и, как следствие, достаточно абразивный, и их износу. Но постепенно данная проблема устранялась, так как трасса очищалась, а на асфальте откладывалось все большее количество резины, рассказал Том Сайкс.
Как заявили представители компании, специально для суперпоул российского этапа чемпионата мира по супербайку (WSBK) выпущена лимитированная эксклюзивная версия шин Pirelli. Впервые на квалификационных заездах используются шины с российским флагом на боковине покрышек. Благодаря своей мягкости шины для суперпоул способны придать заездам особую зрелищность, а новая деталь добавляет особые нотки патриотизма в атмосферу чемпионата, уверяют в компании.
Супербайк — разновидность кольцевых гонок на мотоциклах, в основе которых лежат серийные конструкции, находящиеся в свободной продаже. Гонки супербайков зародились в Америке в 60-х гг XX века, а в 1988 году состоялся первый чемпионат мира по супербайку.
В чемпионат допускаются мотоциклы, созданные на базе серийных и находящихся в продаже (конструкция которых имеет черты, свойственные гоночным мотоциклам — обтекатель, низкий руль, высокие подножки, высокофорсированный двигатель, тормоза повышенной эффективности). Все изменения в конструкции допускаются только с использованием деталей, доступных в продаже, что обеспечивает равный доступ к соревнованием всем командам и позволяет создавать равную по уровню технику. Соответственно, более важным становится личное мастерство мотогонщика и слаженная работа его команды.
Высшим классом является сам супербайк - мотоциклы с двигателями 1000 - 1200 см³. Шины — гоночный слик. Существует и класс помладше - Суперспорт, в котором выступают мотоциклы с объемом 400—600 см³, здесь допускается количество переделок значительно меньше, а гонщики вынуждены использовать дорожные шины с шоссейным протектором. В классе Суперспорт используются шины с рисунком протектора Diablo Supercorsa SC.
На российской трассе также прошла вторая гонка из трех Кубка наций 2013 года, спонсируемого российским бизнесменом Александром Яхничем. Кубок наций проводится на шинах Pirelli и открыт для гонщиков в возрасте не моложе 16-ти лет. Pirelli гарантирует пилотам предоставление не менее одного комплекта шин для сухой погоды (SC1 для переднего и заднего колес) и одного комплекта дождевых шин на каждую гонку. Для установки на переднее колесо команды получили версию шины Diablo Supercorsa с составом SC2 (R1031) размерностью 120/70-17, а на заднее колесо — стандартную версию шины Diablo Supercorsa с составом SC1 (R303) размерностью 180/60-17.
Гонки супербайков очень популярны у производителей, поскольку являются отражением лозунга «В воскресенье победим — в понедельник продадим». В чемпионате представлены мотоциклы Большой Японской Четвёрки (Хонда, Судзуки, Ямаха, Кавасаки), немецкий БМВ, итальянские Дукати, Априлия, Бенелли, Бимота и MV Agusta. Итальянцы негласно заправляют чемпионатом, и Pirelli является официальным поставщиком шин вот уже десять лет.
Большинство гонок WSBK проходит в Европе, которая остается основным рынком для мотопроизводителей. Но чемпионат посещает также Ближний Восток (трасса Лосаль в Катаре), Австралию (Филипп Айленд), а с 2008 — Америку (Миллер Мотоспорт парк). С 2012 года в календаре чемпионата мира по супербайку появилась Россия.