От полученных на дефектном Ford Explorer травм женщина-водитель оказалась парализованной на всю жизнь.

Верховный суд США поставил точку в многолетней тяжбе компании Ford и американки, парализованной в результате ДТП. Жительница Сан-Диего признана пострадавшей из-за ненадежной конструкции Ford Explorer, и теперь получит от компании компенсацию в $82 млн., сообщает San Francisco Chronicle.

46-летняя жительница Калифорнии, некая Бенетта Бьюэлл-Уилсон, попала в автокатастрофу в январе 2002 года. Двигаясь по шоссе, она объезжала препятствие, и ее Explorer 1997 года выпуска перевернулся. Боковые стойки внедорожника не выдержали. Крыша автомобиля вдавилась и повредила женщине позвоночник, в результате чего она оказалась парализована на всю жизнь. Кроме того, до конца своих дней она обречена испытывать сильные боли.

Как установил суд, Ford на момент аварии уже был в курсе, что его автомобили Explorer склонны переворачиваться и имеют слабые крыши. Однако компания приняла решение сэкономить и не стала тратить деньги на усиление конструкции. Это потребовало бы от нее затрат в размере $20 на каждый автомобиль.

В 2006 году присяжные, разбирая это дело в калифорнийском суде, вынесли беспрецедентное решение: истребовать с Ford Motor Co. $122 млн в пользу Бьюэлл-Уилсон и ее мужа за нанесенный им экономический ущерб, а также взыскать с них $246 млн т. н. «штрафных убытков» – за продажу заведомо дефектной продукции. Таким образом, чета в результате несчастного случая могла попасть в список самых богатых людей штата и увеличить свой капитал до $369 млн.

Судья, однако, постановил, что присяжные увлеклись. Ими руководили эмоции, решил он и уменьшил сумму экономической компенсации до $27,6 млн., а сумму штрафных убытков – до $55 млн. Итоговая сумма в $82 млн хотя и составляет лишь одну пятую от присужденной присяжными, тем не менее стала крупнейшей в истории Калифорнии компенсацией за всю историю подобных исков.

Ford оспорил это решение. Поддержанная другими автопроизводителями компания обратилась в Верховный суд Соединенных Штатов с жалобой. В ней она указала, что штрафную санкцию необходимо отменить. Поскольку «ее решения в области дизайна Explorer были оправданны и соответствовали федеральным техническим стандартам». В 2007 году Верховный суд вернул дело Бьюэлл-Уилсон на повторное рассмотрение в Калифорнию, где присяжные и судья оставили прежний вердикт без изменений. Когда Ford снова оспорил сумму компенсации в Верховном суде, тот просто отклонил ее без всяких объяснений.

Многомиллионные компенсации пострадавшим и семьям погибших в авариях автопроизводители на Западе выплачивают нередко. Так, в прошлом году флоридский суд обязал компанию Mitsubishi Motors выплатить $11 млн семейной паре, чей сын погиб в аварии на Mitsubishi Montero Sport. В такую сумму автопроизводителю обошлись несовершенные ремни безопасности.

В России суммы компенсаций, которые суды обязывают производителей выплачивать за пострадавших в дефектных автомобилях, колеблются в районе 100–150 тыс. руб.. Дело в том, что нормативы возмещения ущерба у нас не определены. И если за погибшего в неисправном самолете его семья, согласно Воздушному кодексу, получает 2,5 млн руб., то смерть человека в ДТП оценивается гораздо дешевле. "Мы ждали, что нормы Воздушного кодекса будут распространены и на другие виды транспорта, однако в судах этого не происходит», – констатируют эксперты.