Новинка от японцев — тонкая работа, считает Михаил Козлов, обозреватель журнала «Автомобили», опробовавший новый компактвэн в Австрии.
Рельеф боковин, стилизованный под рябь на воде, далеко не единственный тонкий элемент в конструкции Mazda5 new. Дизайн и начинка компактвэна с истинно японской тщательностью доработаны. В итоге сложилось новое качество модели. И оно не разочаровывает.
Японцы – люди осмотрительные. Очертя голову в лобовую атаку не бросаются, предпочитая провести разведку боем. Именно эта задача выпала на долю Mazda5 new. «Волновой» стайлинг, «засвеченный» в 2006 г. концептом Nagare на автосалоне в Лос-Анджелесе, впервые тестируется на серийной модели, и поступающие отклики свидетельствуют – прежнего нейтрального единодушия больше нет. Мнения потенциальных покупателей раскололись по принципу любовь-ненависть. Но и то, и другое — сильное чувство, что в эпоху притупления эмоций совсем не дурно.
И все же Коджи Табата, шеф-дизайнер проекта, осторожен в прогнозах: «Новый стайлинг, вполне вероятно, будет применяться избирательно. Особенно он показан моделям с выраженной спортивностью». Что же, дождемся появления осенью 2011 г. компактного кроссовера Mazda CX-5, тогда и поглядим. Сами же маздовцы признаются, что «нагнать волну» на боковины кузова серийной модели оказалось делом гораздо более сложным, чем изначально представлялось. Потребовалось понять, как такие поверхности отражают окружающие предметы, учесть запросы технологов и обеспечить ремонтопригодность рельефных панелей после легкой аварии. Распространяется ли на РФ заявленный постулат «кузовной ремонт за прежнее время и прежние деньги»? Поживем — увидим.
«Лицо» у Mazda5 new тоже вполне себе выразительное. И хотя компания не планирует в ближайшее время использовать гибридные силовые агрегаты, огромные вырезы воздухозаборников (в частности, боковых) говорят за то, что в Хиросиме чутко отслеживают последние веяния автомобильной моды. Ну а приподнятая линия капота и увеличенный массив переднего бампера – это уже дань современным требованиям по безопасности пешеходов.
Но у этой медали есть и оборотная сторона. Коэффициент аэродинамического сопротивления — пусть и всего на одну десятую — увеличился (0,30 vs 0,29 у модели первого поколения). А раз так, то, вроде бы, неизбежно должен вырасти расход топлива и выбросы пресловутого СО2. «Зеленые» от негодования позеленеют еще больше. Однако этого не случится. Нет причины.
На европейский рынок Mazda5 new выходит осенью с двумя бензиновыми моторами, к которым позже присоединятся новые турбодизели. Сохранивший прежнюю отдачу (115 л. с./165 Нм) 1,8-литровый агрегат, тем не менее, получил дроссельную заслонку с более точным, электронным управлением. К тому же 6-ступенчатая «механика» сменила 5-ступенчатую, и в итоге заявленный средний расход топлива снизился с 7,6 до 7,2 л/100 км. 2,0-литровая атмосферная «четверка» (150 л. с./191 Нм vs 146 л. с./185 Нм ранее) переведена на «прямовпрыск», а ступени ее МКП6 «удлинены». И все во имя экономичности. Но не динамики.
Mazda5 new с обоими моторами, отвечающими эконормативу Euro 5, идет вровень с предшественницей по максимальной скорости (182 и 194 км/ч соответственно), но разгоном до «сотни» все же поступились (+1,5/0,8 с). Впрочем, нас вся эта эквилибристика не касается. Маздовцы по-прежнему не в восторге от качества российского бензина, и на наш рынок Mazda5 new выйдет с хорошо знакомыми силовыми агрегатами (удовлетворяют нормативу Euro-4), причем в напарниках у версии с 2,0-литровым мотором будет только 5-диапазонный «автомат».
Не доберется до РФ и фирменная система i-stop, которая глушит/запускает двигатель при остановках/трогании с места. Штука это интересная. В отличие от широко распространенных систем аналогичного назначения она не нагружает дополнительно стартер при включениях двигателя, а использует эффект самозапуска. Для этого при остановке по сигналу датчика положения коленвала пара поршней замирает на фазе сжатия в точно просчитанном положении. Достаточно впрыснуть в такой цилиндр бензин, дать зажигание (для этого предусмотрен второй, выделенный аккумулятор), и мотор оживет вдвое быстрее, чем при использовании стандартных систем Stop&Start. Правда, i-stop дороже их.
Зато куда дешевле пока отсутствующих у Mazda гибридных силовых установок. А эффект, между тем, налицо. Сопряженная с 2,0-литровой прямовпрысковой «четверкой» i-stop при размеренной манере вождения, как заявлено, позволяет «срезать» со среднего расхода топлива целый литр бензина на 100 км! В итоге, 6,9 л/100 км. Это второй результат в сегменте после VW Touran new 1.4 TSI с менее мощным, 140-сильным мотором. Однако и на Солнце есть пятна: i-stop автоматически отключается (сделать это можно и принудительно, нажав соответствующую кнопку слева на торпедо), как только наружная температура опустится до -10 °C Сами понимаете, вариант не для России.
А вот другой фирменный «маздовский» продукт, созданный с использованием нанотехнологий катализатор, совместим с реалиями РФ. Вдвое меньшие по размеру частицы драгметаллов не спекаются со временем под воздействием высоких температур, что позволяет поддерживать эффективность работы нейтрализатора выхлопных газов на оптимальном уровне.
Но, в конце концов, компактвэны покупают из соображений практичности. Mazda5 new выстроена на проверенном временем концептуальном каркасе: легко трансформируемый салон с тремя рядами сидений и посадочной формулой 6+1 (существует и строго пятиместная версия, но ее поставки в РФ пока под вопросом) плюс пара сдвижных дверей, которые можно оснастить электроприводом. Правда, последняя характеристика теперь не уникальна для класса компакт-MPV.
Ford, недавний партнер, а теперь конкурент Mazda, готовит к выпуску на рынок также 7-местный Grand C-MAX со сдвижными боковыми створками. Как бы то ни было, Mazda доработала этот очень удобный элемент конструкции. Появились более чувствительные датчики преграды, что убережет шаловливых маленьких пассажиров от синяков и шишек. Кроме того, дополнительный фиксатор на центральной стойке кузова и сдвоенные защитные брусья (они есть и в обычных боковых дверях) подняли степень защищенности салона, что вместе с другими мерами по усилению пассивной безопасности позволяет маздовцам рассчитывать на получение их компакт-MPV вновь максимальных пяти звезд в краш-тестах EuroNCAP, но теперь по ужесточенным правилам.
Новое торпедо отличает не только эмоциональный дизайн, но и подтянутая эргономичность расположения информационного дисплея и органов управления вспомогательными системами. Без изменений грузовместимость компактвэна Mazda, поскольку модель, унаследовавшей от предшественницы платформу Mazda3, осталась в прежнем габаритном измерении кроме подросшей на 80 мм длины за счет «наддутых» бамперов. Традиционно Mazda5 обходится без тайничков в полу. Вполне приемлемая альтернатива им – корзинка под боковым сиденьем второго ряда.
Кстати, по ширине подушек этих кресел и расстоянию до стойки кузова на уровне плеч Mazda5 new не знает равных среди конкурентов. Порадовали и огромные диапазоны регулировки водительского кресла. Да, руль, несмотря на перемещение в двух плоскостях, стоит чуть отлого, но это не мешает чувствовать автомобиль и не превращает Mazda5 new в «автобус». Напротив, в связках поворотов компактвэн заставил забыть о своей классовой принадлежности, продемонстрировав точность и одновременно мягкость реакций.
Над балансом этих качеств маздовцы работали особо. В частности, рулевая рейка жестко закреплена на подрамнике, а на рулевом валу появился знакомый по Mazda3 и моделям BMW AG упругий демпфер, изолирующий «баранку» от толчков на неровностях. Теперь супруга Хидеки Мацуоки, главного менеджера проекта, уже не будет жаловаться на несколько дерганый характер своего авто, как это было в случае с Mazda5 I. И уж точно всем придется по вкусу существенно улучшенная шумоизоляция модели. Один только звук двигателя при движении на скорости 100 км/ч на V-й передаче приглушен на 2,1 дБ! Ровные дороги Австрии, где прошел блиц-тест, не создали проблем для автомобиля с поджавшимся со 140 до 130 мм клиренсом.
Комфорт подвески? При прежней схеме (стойки McPherson спереди/многорычажка сзади) она теоретически должна стать жестче за счет перекалибровки в этом направлении пружин. Но почему так многозначительно улыбается в ответ на такие умозаключения Хидеки Мацуока? Ответ мы узнаем в ноябре, когда Mazda5 new доберется до России. Ближе к этому моменту прояснится и ситуация со спецификациями и ценами.