Своими воспоминаниями с немецким журналистом Михаэлем Шпехтом поделился Юрген Хубберт, руководитель «легкового» отделения Daimler-Benz в 1997 году

На днях Юрген Хубберт отмечает юбилей – и волнительный, и тревожный: прошло 20 лет с тех пор, как самый маленький из «мерседесов», маркированный буквой А, не прошел тест на управляемость. Речь об упражнении, которое принято называть «лосиным» или «короткой переставкой», во время которого водителю всего-то нужно повернуть руль два раза – сначала влево, второй раз вправо. На скорости 60 км/ч автомобиль въезжает в первые ворота, где водитель сбрасывает газ и дальше контролирует машину только рулевым колесом. Со значительным смещением в направлении поперечной оси автомобиля установлены вторые ворота. Конусы, обозначающие третьи установлены ровно также, как и первые конусы, только с продольным смещением.

Казалось бы, чего тут сложного, да еще и на такой невысокой, на первый взгляд, скорости. Впечатление это – обывательское и очень обманчивое. Смысл его в том, чтобы проверить, как машина ведет себя в предельных режимах, когда испытатель пытается вывести ее из равновесия. «Лосиное» название приклеилось от того, что именно такой маневр нужно совершить водителю при объезде неожиданно возникшего препятствия. Представим: узкая лесная дорога с одной полосой в каждую сторону. Неожиданно водитель видит в своей полосе стоящего лося. Большинство людей в таких случаях инстинктивно убирают ногу с газа, и выезжает на «встречку», потому что больше вырулить некуда. После этого водителю непременно нужно вернуться в свою полосу. При выполнении такого маневра машина «раскачивается» и при определенных условиях может перевернуться.

02.jpeg

На полигоне водитель-испытатель с каждым следующим объездом «лося» увеличивает скорость на 1 км/ч, пытаясь отловить признаки ухудшения управляемости. В 1997 году с новым Mercedes-Benz А-klasse, который немцы сделали для выполнения американских экологических норм по расходу топлива, устанавливаемых в среднем для модельного ряда,  вышло иначе. На полигоне в Швеции автомобиль перевернулся, совершенно неожиданно для водителя.

Юрген Хубберт отвечал тогда за разработку всех легковых моделей Mercedes-Benz. Для него этот случай стал полной неожиданностью, ведь до того история испытаний автомобилей Mercedes-Benz не знала такого, да и после – тоже.

03.jpg

Михаэль Шпехт – журналист, который 20 лет назад присутствовал на том полигоне, взял интервью у Юргена Хубберта и для начала поинтересовался, не случился ли переворот из-за того, что при разработке немецкие инженеры не предусмотрели тот тип шин, в который был «обут» испытуемый автомобиль. Однако, Хубберт опроверг это, сказав, что и типоразмер «резины», и материал боковины, в данном случае сыграли второстепенную роль. Бывший топ-менеджер отметил, что инженеры не угадали с центром тяжести: его высота в сочетании с характеристиками упругих элементов подвески и стала причиной опрокидывания.

04.jpeg

Тревожная новость настигла Хубберта в Токио, где он был на запуске Maybach. Он срочно переменил планы и вернулся в Европу. В самолете он  разложил имевшуюся под рукой документацию прямо на полу и устроил мозговой штурм. Вместе с коллегами они провели не один час в поисках решения. После возвращения Хубберт организовал антикризисный штаб, куда вошло около 30 сотрудников – инженеров, технологов, испытателей, но его «головная» часть состояла из 7-8 человек, остальных привлекали по мере необходимости. В разное время это были и представители поставщиков (в частности, Bosch, которая разрабатывала ESP), и рекламного агентства Springer & Jacoby – его сотрудники предлагали пути смягчения негатива, волна которого всколыхнуло общественное мнение. Эта рабочая группа заседала каждый день на протяжении месяца. По признанию Хубберта, стресс был таким сильным, что все это время он практически не хотел спать. Главные действующие лица все это время редко покидали импровизированный штаб – работа не прекращалась круглые сутки. Секретари и помощники снабжали мозговой центр продовольствием. Такие процессы именуются в европейском менеджменте «пицца-бокс-управлением».

05.jpg

Для начала было решено – и тут расхождений не было, выйти к публике со всей правдой. Кроме того, для модернизации, в том числе и перепрошивке системы стабилизации были отозваны все 17 тыс. проданных на тот момент «А-классов».

Не собирался ли Юрген Хубберт подать в отставку? Бывший руководитель «легкового» подразделения ответил, что первым делом и предложил это тогдашнему президенту компании Юргену Шремпу, однако предшественник нынешнего главы фирмы Дитерца Цетше категорически отказал: «Оставайся и исправь это!». К слову, сам Цетше тогда мог оказаться под ударом, однако его привлекли в команду «спасателей».

06.jpeg

Очень интересно прокомментировал Юрген Хубберт вопрос о возможных последствиях для бренда, случись такой «взлет с переворотом» в наши дни. «Сегодня общественное мнение часто вводят в заблуждение многочисленные агитаторы из соцсетей, что очень мешает работать. Зачастую эти люди провоцирую негатив и недоверие, видя свою цель именно в этом. Такая стратегия совершенно недопустима, особенно если компания готова открыть всю правду». Напоследок Михаэль Шпехт признался журналисту Automobilwoche, что приключись такая история сегодня, когда «бал правит» агрессивная медийная среда, у него вряд ли получилось бы успешно разрешить этот вопрос.