«АвтоВАЗ», «ГАЗ» и Sollers обратились к Владимиру Путину с просьбой ограничить импорт в Россию узбекских автомобилей.
Такие действия, по мнению российских автопроизводителей, должны последовать в ответ на жесткие запретительные меры, введенные правительством Узбекистана в целях защиты продукции СП «GM Узбекистан». Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров, председатель правления группы «ГАЗ» Сергей Занозин и гендиректор ОАО «Соллерс» Вадим Швецов направили обращение в правительство с просьбой ввести ряд ответных ограничительных мер в отношении импорта в нашу страну автомобилей производства GM Uzbekistan.


В совместном письме руководителей автопрома сообщается, что в 2009 году правительство Узбекистана ввело жесткие запретительные меры, нацеленные на защиту GM Uzbekistan: «Полностью прекращена конвертация валюты для фирм, представляющих в Узбекистане российские автомобильные заводы, введен запрет на потребительское кредитование автомобилей иностранного производства, импортные автомобили облагаются дополнительным дорожным налогом». как будто речь идет исключительно о российских автомобилях, а не вообще импортных. И требуют ввести ответные компенсационные меры. Предлагается, в частности, увязать конвертацию валюты за импортируемые из Узбекистана автомобили с конвертацией денежных средств за российские автомобили, экспортируемые в Узбекистан, ввести акциз и дополнительный сбор на импортируемые из Узбекистана автомобили.

Если российское правительство услышит наших автопроизводителей, россиянам придется забыть о небольшой цене на достаточно качественные и надежные иномарки Daewoo Nexia и Matiz, которые пользуются в нашей стране популярностью. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Nexia и Matiz входят в 25 самых продаваемых моделей легковых автомобилей. За 9 месяцев у нас было реализовано почти 39 тысяч этих машин. Тогда как в Узбекистане -только 9 тысяч автомобилей российских марок.
Подоплека прошения очевидна: автомобили GM Uzbekistan составляют серьезную конкуренцию продукции российских автопроизводителей. Но, «подвинув» соседей, усложнив им доступ в страну, наши автоменеджеры вряд ли смогут вздохнуть свободно. Ожидать, что у них исчезнут все проблемы, связанные со снижением спроса, не приходится. Любители недорогих иномарок вряд ли тут же переключатся на продукцию тяжело дышащего в последнее время отечественного автопрома.

СП «GM Узбекистан» выпускает шесть моделей легковых автомобилей. Из них две модели марки Chevrolet — Captiva и Epica — по технологии крупноузловой сборки, остальные (Daewoo Nexia и Daewoo Matiz) — в рамках полномасштабного производства. По данным Госкомстата Узбекистана, в январе-сентябре 2009 года компания увеличила производство машин на 4% по сравнению с 2008 годом и произвела 144, 622 тыс. автомобилей. Незначительное сокращение производства традиционных марок узбекского производителя было компенсировано выпуском новых для СП моделей — Lacetti, Epica и Captiva. В ближайшие годы на предприятии планируется организовать производство других моделей из глобального ряда Chevrolet, что позволит обеспечить максимальную загрузку мощностей завода, способного выпускать 250 тыс. автомобилей в год. При этом подчеркивается, что освоенные модели будут экспортироваться на рынки стран СНГ и, в первую очередь, России, на которую сейчас приходится более 60% всей выпущенной СП продукции.
ДЛЯ СПРАВКИ: ОАО «УзДЭУавто» было создано на паритетных началах правительством Узбекистана и южнокорейской Daewoo Motor. В 2005 году Узбекистан выкупил 50% акций Daewoo в СП, а в 2007 году «Узавтопром» и General Motors подписали соглашение о создании на базе завода «нового» предприятия — GM Uzbekistan, в котором американской стороне принадлежат 25% акций.