Известный индийский миллиардер и предприниматель ищет себе замену на автомобильном посту.
О том, что индийская корпорация Tata Sons, один из лидеров автомобильного рынка Индии, начала поиск кандидатуры на место председателя совета директоров 72-летнего Ратана Таты, купившего британскую Jaguar Land Rover и американскую Tetley Group, сообщает Bloomberg. По мнению агентства, деятельность Таты сыграла важную роль в формировании современного имиджа экономики Индии. Но теперь пришла и его пора.
Выбором нового председателя займется специально созданный комитет из пяти человек. Сам Ратан Тата собирается уйти в конце 2012 года.
Родоначальник династии Тата, его дед, родился в 1904 году. Члены семьи Тата вращались среди индийской деловой аристократии с тех времен, когда на трон взошла королева Виктория. Хотя за последние 150 лет их могущество, богатство и связи постоянно росли, представители рода Тата прославились тем, что никогда не стремились пробиться наверх. Тем не менее Британия отступает перед их деловой хваткой. Покупка за 1 млрд фунтов двух самых известных в стране автомобильных марок последовала за выкупом в 2000 году компании Tetley Tea за 250 млн. В прошлом году они стали хозяевами англо-голландского стального комбината Corus, купив его за 6,75 млрд. И все это, скорее всего, будет лишь разминкой перед наступлением, которое задумывает Ратан. Семья Тата контролирует самые разные виды бизнеса, начиная от гостиничного до часового производства. Хотя они не думают покидать Индию, Британия предоставляет им обширные возможности для роста.
Джамсетжи Тата, прадедушка Ратана, отказался от карьеры священнослужителя ради коммерции. В 1850-е годы он основал семейный бизнес и заработал состояние, продавая опиум китайцам (это единственная деталь, о которой умалчивает подробная корпоративная история Tata Group). Впоследствии он основал текстильный и сталелитейный комбинаты и кораблестроительный завод, однако семья Тата считает, что их бизнес-стиль проявился лишь при строительстве им первого отеля.
Так в Бомбее появился «Тадж-Махал», по-прежнему самый известный в стране отель, которым владеет династия Тата. После смерти Джамсетжи многие поколения добавляли к его владениям авиакомпании, автомобильные и тракторные заводы и даже банк. Однако в те времена, и особенно в годы после получения Индией независимости, правящая элита увлекалась социалистическими моделями экономики, и любые попытки стимулировать развитие страны и обогащаться были обречены на неудачу.
В Индии невозможно представить себе сферу жизни, где можно было бы обойтись без бренда Tata. Когда индийцы готовят карри, то используют специи Tata. Они пьют чай Tata, носят одежду, сшитую из тканей Tata, садятся за руль автомобиля Tata и проезжают под мостами, сделанными из стали Tata, говорят по телефону Tata и заходят в интернет через провайдера Tata, останавливаются в отелях Tata. В прошлом году Ратану удалось осуществить давнюю мечту — начать производство индийского народного автомобиля, который стоит примерно 1,2 тысячи фунтов.
И все же он спешит. У проживающих в Индии выходцев из Персии — сообщества, которое дало ему старт в жизни, осталось мало времени. Этим людям запрещено заключать браки с людьми другой крови, и в современном агрессивном мире они стоят на пороге вымирания. У Ратана нет ни детей, ни преемника. Его будут помнить лишь по его делам, а на них у него осталось не так много времени.