Стенли Рут, российский партнер PricewaterhouseCoopers (PwC), кинул взгляд на мировую автомобильную отрасль и сделал прогноз на этот год.

В начале 2009 года на фоне замедления экономики и угрозы коллапса мировой финансовой системы многие ожидали масштабного спада в автомобильной отрасли, говорит Стенли Рут. Однако вмешательство государств в той или иной форме позволило мировой индустрии относительно безболезненно пережить столь неспокойные времена. В Китае, например, удалось не только избежать опасностей кризиса, но и обеспечить значительный рост.

Если сравнивать Северную Америку с другими развитыми регионами, то она, по всей вероятности, укрепит свои конкурентные позиции после окончания рецессии благодаря тому, что поставщики и автопроизводители не стали полагаться исключительно на искусственное стимулирование рынка (несмотря на программу утилизации старых автомобилей в размере 3 млрд долларов США), а провели значительную реструктуризацию и сократили мощности. В Европе же в 2009 году автомобильную отрасль поддерживали за счет программ утилизации старых автомобилей, а потому на данный момент в регионе производственные мощности имеются в изобилии. По данным PwC, только в ЕС излишние мощности составляют 6,5 млн единиц, что позволяет предположить, что задача по приведению в соответствие предложения и спроса в целях поддержания конкурентоспособности будет оставаться в числе главных, так как в ЕС существует много постоянных автомобильных производств и ведущих национальных компаний.

Несмотря на то, что 2009 год войдет в историю автомобильной отрасли по безрадостным причинам – продажи легковых автомобилей в США были самыми низкими с 1982 года, а объемы производства легковых автомобилей – самыми низкими с 1940 годов. Однако в 2010 году североамериканский регион может надеяться на положительные результаты. Решительная реструктуризация по всей цепочке создания стоимости позволила самым стойким компаниям «сбросить балласт» и стать более маневренными. Более того, поскольку в конце 2009 года стали появляться сообщения о том, что регион выходит из рецессии, и запасы автомобилей стали снижаться, перспективы продаж в Северной Америке на 2010 год выглядят благоприятно. Специалисты PwC ожидают по региону 10%-й рост продаж до 13,9 млн единиц (11,4 млн единиц в США) и исходя из этого предполагает, что объемы сборки автомобилей в Северной Америке в 2010 году могут составить 10,4 млн единиц.

Согласно данным PwC, общий спрос на автомобили в Евросоюзе сократится в 2010 году на 900 тыс. единиц под влиянием значительного падения уровня спроса в Германии. Специалисты не прогнозируют большего снижения в связи с тем, что вместе с восстановлением экономики наблюдается также рост и в наиболее пострадавших за последние два года автомобильных сегментах. Так, растет спрос в секторе малотоннажных грузовиков, а также наблюдается развитие на рынках, где не реализовывались программы утилизации автомобилей.

В 2009 году в Восточной Европе падение производства составило 47,4% по сравнению с 2008 годом. 2010 год тоже, вероятно, будет непростым, но все же ожидается некоторое повышение продаж и объемов сборки. Выход крупнейших экспортных рынков Европы из рецессии станет дополнительным стимулом для ключевых стран-экспортеров автомобилей. Хотя программы сдачи в металлолом, реализуемые на крупнейших европейских рынках для поддержания отрасли, несколько уменьшат этот эффект.

В Южной Корее государство сделало все возможное, чтобы смягчить 24%-е падение экспорта автомобилей. Введенные правительством налоговые льготы для автомобилей, зарегистрированных до 31 декабря 1999 года помогли местному рынку подняться примерно на 16% до 1,2 млн единиц. Так как налоговые льготы истекли в конце 2009 года, в 2010 году южнокорейская автомобильная отрасль должна будет восстанавливать объемы экспорта по мере укрепления международной экономики. Специалисты PwC ожидают, что благоприятные экспортные прогнозы позволят повысить в 2010 году сборку легковых автомобилей на 5,2% до 3,4 млн единиц, тогда как в 2009 году в секторе наблюдалось падение в размере 10,6% до 3,3 млн единиц. Японская автомобильная отрасль пострадала подобным образом – здесь были отмечены малые объемы экспорта на фоне низких продаж на внутреннем рынке.

Специалисты PwC сохраняют оптимизм по поводу перспектив китайской автомобильной отрасли ввиду амбициозных инициатив правительства Пекина. Хотя налог с продаж автомобилей с объемом двигателя менее 1,6 л был увеличен с 5% до 7,5% (до введения программы ставка налога составляла 10%), расширение программ по утилизации автомобилей с 3 000 – 6 000 юаней до 5 000 – 18 000 юаней представляет собой важный шаг, который позволит покупателям и дальше поддерживать рост рынка. Эти меры в сочетании с сохраняющимися высокими экономическими показателями должны позволить ВВП Китая на душу населения в 2012 году превысить уровень 5 000 долл. США. Как правило, преодоление этого порога сигнализирует об уверенном росте продаж легковых автомобилей в стране, и потому PwC ожидает, что в 2010 году рост продаж составит 10%, что все же отличается от необычайного роста в 2009 году, который составлял тогда целых 48%.

Индия демонстрирует более осторожный подход к продвижению своей автомобильной отрасли и повышению темпов роста рынка. Правительство заявило, что в 2010 году меры по экономическому стимулированию будут свернуты. На данный момент уже была ужесточена монетарная политика, чтобы сдержать растущую инфляцию. Тем не менее, перспективы автомобильной отрасли выглядят исключительно положительно, так как рост ВВП должен поддерживаться в пределах 6-7%.

Успех налоговых инициатив в Бразилии в сочетании с укреплением экономики помог в 2009 году довести годовой объем продаж легковых автомобилей до 3 млн единиц, что на рекордные 12,7% выше, чем в 2008 году. Поддержка бразильского внутреннего рынка сыграла первостепенную роль в компенсации 43%-го падения объемов экспорта, но если рассматривать итоговые показатели сегмента сборки легковых автомобилей, то результаты 2009 года слегка превышают максимальное значение 2008 года. Что касается прогноза на 2010 год, сочетания ряда факторов позволяет предположить, что автомобильная отрасль Бразилии будет и дальше демонстрировать рекордные показатели. Если в следующем году Бразилия будет наращивать объемы экспорта автомобилей и покажет положительный рост ВВП, в сборочном сегменте будет отмечен значительный рост в размере 7,8%.