20 октября компания Nissan Motor (NMC) объявила о закрытии объявленной в мае 2016 г. сделки по созданию стратегического альянса с Mitsubishi Motors Corporation (MMC).

Range Rover MY17Карлос Гон точно не похож на человека, мечтающего купить что-нибудь ненужное для последующей перепродажи

В новой структуре нет места равноправию. 34% акций "Трех бриллиантов" или контрольный пакет по японскому законодательству за сумму эквивалентную $2,2 млрд достались "ведомству" Карлоса Гона, главе NMC и альянса Renault-Nissan. А ведь все это уже было. Даже цена, за которую ММС продала свою независимость, почти та же. Поменялся лишь покупатель. В 1998 г. на месте NMC был концерн DaimlerChrysler, а в роли Карлоса Гона – Юрген Шремп. Речь, разумеется, тоже шла о глубокой кооперации и экономии средств при закупках компонентов. Сугубо рациональные доводы в пользу альянса с ММС дополнялись геостратегическими соображениями. Шремп мечтал о создании глобальной империи Welt AG, а Гона греет мысль о том, что расширенный альянс Renault-Nissan уже по итогам 2016 финансового года, который завершится в следующем марте, войдет в Топ-3 автомобильных концернов мира.

Mitsubishi GT-PHEV ConceptНа недавнем автосалоне в Париже Mitsubishi продемонстрировала концепт GT-PHEV. Пятиместный "розеточный гибрид" с 2,4-литровой бензиновой "четверкой" и тремя электромоторами, два из которых приводят заднюю ось, способен преодолеть 1200 км, причем 120 км на электротяге. В "альтернативной" гамме Nissan пока нет SUV...


Великий и ужасный Карлос, видимо, уверен, что проклятие "Трех бриллиантов" на сей раз не сработает. Но куда деться от настораживающих исторических параллелей? С момента создания в 1977 г. совместного с Chrysler концерна Diamond-Star Motors все "кооперативные" проекты с участием ММС провалились. В случае с DaimlerChrysler провалились с треском. В нагрузку к "Трем бриллиантам" немецко-американский колосс получил гигантский долг, повисший на ММС после Восточно-Азиатского финансового кризиса 1997 г. И все бы ничего, но в 2000/2004 гг. вскрылись факты сокрытия японской компанией серьезных дефектов в своих моделях, начиная с 1977 г. Скандал, сопровождавшийся громкими отставками и арестами, имел и вполне осязаемую, огромную цену, в которую ММС обошелся отзыв почти миллиона легковых и грузовых автомобилей для бесплатного устранения дефектов. Одновременно ММС умудрилась обрушить свой бизнес на главном за пределами Японии рынке, в США. Авантюра 2003 г., когда модели Mitsubishi «за так» выдавались чуть ли не первым встречным под обязательство оплаты автомобиля через год, завершилась катастрофой, в том числе финансовой. Совет директоров DaimlerChrysler не пожелал бросить ММС спасательный финансовый круг.

Приобретенные в 1998-м акции "Трех бриллиантов" с дисконтом в $800 млн были полностью распроданы к ноябрю 2005 г., а Юрген Шремп лишился своего поста. Для ММС этот развод обернулся сворачиванием многих проектов и исходом из компании за полгода десятой части инженерного корпуса. Черная полоса продолжилась. После фиаско опорной модели Mitsubishi 380 в 2008-м, ММС вынуждена была закрыть свой единственный завод в Австралии. В 2012-м после многомиллионных убытков последовала продажа предприятия NedCar в Нидерландах, а под занавес 2015 г. пришлось остановить выпуск автомобилей и на хронически недозагруженном заводе в Иллинойсе (США). Правда, с 2012-го финансового года ММС начала отталкиваться от дна и в ноябре 2013 г. даже обнародовала оптимистичную трехлетнюю программу развития "New Stage 2016". Однако нехватка средств заставила компанию отказаться от проектирования седанов, а планам вывода на рынок "перекрещенных" в Mitsubishi моделей южнокорейского филиала Renault помешал переменившийся курс валют. Критическая масса проблем образовалась, когда в апреле 2016 г. грянул новый скандал.

Президент ММС признал, что компания намеренно занижала данные о расходе топлива своих моделей... с 1991 г.! Среди пострадавших оказалась и NMC, с 2011 г. партнер "Трех бриллиантов" по совместному предприятию, выпускающему под марками двух компаний микрокары для азиатских рынков. И вот, вместо того чтобы вогнать последний гвоздь в крышку гроба ММС, Nissan протягивает утопающему руку помощи. Зачем? Карлос Гон точно не похож на человека, мечтающего купить что-нибудь ненужное для последующей перепродажи. ММС плотно занимается альтернативными технологиями. И не без успеха. Так, в 2014 г. европейским бестселлером "Трех бриллиантов" стал Outlander, причем половина продаж пришлась на "розеточно-гибридную" версию. NMC тоже в качестве основной наметила "электрическую" дорожку. Возможно, вдвоем ее будет одолеть легче...