Компания, выпускавшая смертельно опасные подушки безопасности, прекращает свою деятельность, но пока только на бумаге
«Японское» – значит, «надежное»? За последнее десятилетие с массовыми, многомиллионнымиотзывами японских автомобилей по самым разным поводам и многочисленными скандалами с комплектующими, этот миф, кажется развенчан. Во многом это произошло «благодаря» производителю подушек безопасности Takata. Понадобились 10 лет разбирательств, более десятка смертей и многомиллиардные убытки 19 (!) автопроизводителей, выбравших «Такату» поставщиком подушек безопасности, чтобы наказать бракоделов. Уже после того, как проблема с подушками была выявлена, Takata еще долгие годы выпускала их для нескольких десятков моделей и, к примеру, на прошлом автосалоне во Франкфурте в 2015 году выстроила себе шикарный стенд.
Впервые аэрбег Takata стал причиной смерти в 2008 году. 50-летняя жительница Калифорнии Делия Роблес ехала на своем Honda Civic 2001 года выпуска, как вдруг двигавшийся впереди справа большой пикап Chevrolet неожиданно начал поворачивать налево. Скорости были небольшие, все подушки сработали, однако Делия Роблес умерла от травм в больнице. В чем же дело? Как оказалось, инфляторы (газогенераторы) в подушках безопасности, поставленные фирмой Takata, сработали с чрезмерно большой силой, из-за чего куски пластика центральной панели, которую пробивает подушка при раскрытии, разлетались по салону с такой силой, что могли стать причиной серьезных травм. Следующие трагические случаи не заставили себя ждать: особенно большой резонанс вызвал случай с беременной на седьмом месяце – не удалось спасти ни женщину, ни ребенка. Одна из американских школьниц, которая на скорости всего около 15 км/ч при неудачном маневрировании ударила в корму стоящей впереди автомашины, погибла на месте: один из пластиковых осколков рассек ей сонную артерию.
Из-за установки бракованных газогенераторов подушек, по всему миру пришлось отозвать более 100 миллионов автомобилей – многочисленные кампании закончатся только в конце 2019 года. Собственно, несмотря на банкротство, Takata продолжит выпуск подушек еще как минимум два года, ведь новые аэрбеги вместо бракованных будет поставлять она же. Между тем, в феврале японцев поймали еще и на мошенничестве: они систематически скрывали информацию о дефектах, подтасовывали данные испытаний. Прижатые к стенке неоспоримыми доказательствами, менеджеры Takata согласились выплатить $1 млрд штрафов, только кому от этого легче? Президент компании Шигехиша Такада на недавней пресс-конференции пробубнил слова извинения, опустив глаза. Он вряд ли сделает себе харакири, тем более, что банкротство – это самый легкий способ снять с себя финансовые обязательства.
Бизнес Takata не ограничивается производством газогенераторов – это и ремни безопасности, и преднатяжители, и детские кресла, и шторки безопасности, и системы рулевого управления, в общем, номенклатура весьма широка. И вот на эту часть бизнеса, не затронутую скандалом, уже имеется покупатель – фирма Key Safety Systems. KSS приобретет остатки Takata за весьма внушительную сумму – $1,6 млрд, которые пойдут на покрытие штрафов. Между тем, банкротство Takata позволит самой KSS остаться свободной от всех обязательств, возложенных на Takata.
Кстати, отзывы автомобилей из-за неисправных инфляторов проводились и в России. Если в последние два года вы получали сообщение из сервисного центра о замене подушки безопасности и по каким-то причинам оставили его без внимания, рекомендуем не откладывать визит на СТО. Жизнь – дороже.