Автомобильная отрасль переживает длительную стагнацию и всплески активности в зависимости от экономик государств.

Развивающиеся автомобильные рынки продолжают увеличивать долю в мировом производстве автомобилей, и это повлияет на развитие технологий, заявляет Стенли Рут, партнер PwC. Доля стран БРИК в 2011 году в мировом производстве автомобилей составила 32%, и эксперт прогнозирует увеличение этой доли до 40% в ближайшие 5 лет.

Сейчас на США и Японию приходится по 11 % производства машин в мире, на Германию — 8% и Корею — 6%. Через пять лет производство автомобилей в этих странах практически не увеличится, считает Стенли Рут.

В ближайшие 5 лет предпочтение будет отдаваться автомобилям с меньшим по объему, но более эффективным двигателем, что мы уже видим на примере Jaguar: компания только что запустила в серию свой представительский автомобиль люкс-класса XJ с двухлитровым мотором, с которого однако снимает 240 л. с. и 340 Нм крутящего момента. При этом основная «тяжесть» придутся на моторы объемом до 1 000 до 1 600 куб см., полагает Рут, их выпуск увеличится на 45%. А также на 1 600–2 000 см3 — их производство увеличится за пятилетку на 30%.

Еще большими темпами будет расти производство двигателей до 1 000 см3 — на 75%. При этом «дизельная революция» стала определяющей в развитии европейского автомобильного рынка последних 10 лет: 52% всех производимых автомобилей в ЕС имеют дизельные моторы. Высокий спрос на дизельные легковые автомобили в Европе был обеспечен, в основном, жесткой политикой ЕС по охране окружающей среды, высокой ценой на бензин, сознательным в отношении охраны окружающей среды населением, и высоким качеством топлива, комментирует ситуацию Стенли Рут.

Однако бензиновые и дизельные автомобили хотя и доминируют на рынке, но их доля будет уменьшаться, уступая место гибридам и электромобилям, правда, не на много — всего на 1-2%, говорит Рут.

При этом важную роль в стимулировании технологического развития продолжает играть государство: увеличение топливной эффективности, снижение стоимости обслуживания автомобиля и сокращение негативного воздействия на окружающую среду станут главными стимулами для автомобильного технологического развития. Роль государства в этом процессе состоит в регулировании цен на нефть, введении ограничений на выбросы вредных веществ, проведении налогово-субсидиарной политики в отношении автопроизводителей и автовладельцев.

Для этого в Китае, например, принята программа, призванная увеличить продажи электромобилей и гибридов до 500 000 к 2015 году и до 5 млн. к 2020 году. США планирует поднять парк электромобилей до 1 млн. к 2015 году, Германия на ту же величину к 2020-му, а Франция — до 2 млн. штук к 2020.