Правительство страны сегодня будет активно искать пути выхода отрасли из кризиса. А иностранная пресса уже бьет тревогу - в России иностранцев "строят".
Альянс Renault-Nissan, владеющий блокирующим пакетом «АвтоВАЗа» должен принять участие в финансировании российского автопроизводителя, иначе его доля в капитале компании может быть пересмотрена, заявил на днях премьер-министр России Владимир Путин.
«Мы пошли на то, чтобы выделить первый транш в 25 миллиардов рублей, и сделали таким образом, чтобы не размывать их пакеты. Или они (Renault-Nissan) будут участвовать далее в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей», - подчеркнул тогда премьер на заседании правительства.
Вчера первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов провел в Белом доме отдельные встречи с представителями крупнейших мировых автопроизводителей - General Motors, Ford, Volkswagen и Toyota, обсудив с ними вопросы развития автопрома в России.
Перед этим Шувалов встретился с руководством компании Renault, обсудив с ним перспективы развития «АвтоВАЗа». Первый зампред правительства проводит серию подобных совещаний по поручению премьер-министра Владимира Путина, который на прошлой неделе потребовал разработать «спецпрограмму в отношении Тольятти».
Несмотря на то, что ВАЗ по-прежнему занимает треть всего авторынка в России , Путин отметил, что "мы не можем ограничить граждан в желании приобретать качественную и современную продукцию".
Участники встречи с Шуваловым выразили готовность помогать российскому автопрому, считая, что рынок автомобилей в России, пусть медленее, чем везде, но восстановится до былой мощи. В частности VW намерен в Калуге выпускать новые модели и нанимать новых рабочих.
За рубежом на действия российского правительства реагируют по-разному. Логика российских властей в ситуации с «АвтоВАЗом» проста: либо платите наличные, либо Renault выставят из России, пишет, в частности, Financial Times Deutschland. Для Путина проще простого указать главе Renault Карлосу Гону, где заканчиваются его права акционера. Он однажды уже продемонстрировал это влиятельному нефтяному гиганту Shell. «АвтоВАЗ» пользуется услугами Сбербанка, шеф которого Герман Греф - бывший министр и соратник Путина. Именно Греф вместе с компанией Magna участвует в спасении автоконцерна Opel, пишет, в свою очередь, Deutsche Welle. Renault не желает принимать участие в союзе российских марок «Лада», «Волга» и New Opel, отмечала не так давно парижская пресса. В итоге в июне Гону пришлось смириться с тем, что французского менеджера «АвтоВАЗа» заменили русским. Экспертам Renault указали на дверь. А вот какое отношение это имеет к Opel, станет известно совсем скоро.
Сегодня в правительстве пройдет заседание комиссии по устойчивому развитию экономики, на котором будут обсуждаться вопросы развития российского автопрома в целом.
Как сообщал портал Automobili.Ru, кризис отечественного автопрома продолжает развиваться и ему не видно конца: падение продаж с начала года составило более 50 % к уровню 2008 года. Судя по сообщениям из-за рубежа, аналогичная ситуация складывается и с мировым автопромом: в странах, где государственные программы субсидирования покупок новых автомобилей сворачиваются, отрасль вновь впадает в кризис. Таким образом на автопромышленность надвигается новая волна, что, видимо, и беспокоит всерьез правительство России.
Что касается "АвтоВАЗа", то он уже получил в этом году от государства 25 млрд. рублей, а сегодня, видимо, ему утвердят еще 12 млрд. на преодоление кризиса и увольнение более 27 тыс. работников.
При этом Renault и «АвтоВАЗ» попросят об еще одном государственном кредите – на этот раз в размере более 80 млрд. рублей на выход из кризиса. Половина средств пойдут на выплату долгов, 30 млрд. на разработку новой модели и те самые 12 млрд. – на пенсии для уволенных рабочих.
Накануне, после резких заявлений Путина, акции ВАЗа росли в цене на 16 - 25 пунктов.
Какое конкретно участие в судьбе российского автопрома предложат иностранные компании, владеющие на нашей территории автопроизводством, станет известно сегодня.