Китайская экспансия на автомобильный рынок России так и не состоялась.

Доля китайских авто даже в лучшем 2007 году составляла 2,4%, но рост продаж машин из Поднебесной впечатлял напором. Впрочем, во многом благодаря стараниям российских властей в 2008 году те же двухзначные величины у самой популярной китайской марки Chery получили знак минус, а растущая динамика других брендов из Поднебесной начала сходить на нет. Напомним, в защиту отечественных автопроизводителей в том году была развернута целая антикитайская кампания (ужесточение правил сертификации авто, закрытие проекта Chery на «Автоторе» и повышение минимальных ставок на ввоз готовых кузовов до €5 000), которая увенчалась «антикризисным» повышением импортных пошлин на новые иномарки.

Первая пятилетка «китайцев» в России, казалось, станет последней… Однако, судя по всему, китайский автопром, впервые в 2009 году ставший крупнейшим в мире, не собирается отказываться от своего некогда самого перспективного экспортного рынка — России. После провального для китайцев 2008 года они смогли удержаться на российском рынке в кризисном 2009 году. Правда, количество брендов из Поднебесной сократилось вдвое – остались только лидеры китайского автопрома — Chery, Geely, Great Wall и BYD. Тем не менее даже в «усеченном» составе «китайцы» сохранили свою нишу и даже несколько увеличили рыночную долю до 1,7%, реализовав по итогам прошлого года около 24 700 автомобилей.

Более того, на падающем российском авторынке Vortex Estina (таганрогская Chery Fora) и Geely даже смогли отличиться «китайскими» показателями роста – в 5,5 раз и в 2 раза соответственно. Правда, в первом случае это объясняется эффектом «низкой базы» (продажи Vortex Estina начались в сентябре 2008 года). Что касается Geely, ставшей лидером китайского сегмента, то ее успех обеспечили беспрецедентные скидки — до 100 тысяч рублей.

По экспертным наблюдениям, в прошлом году практически все китайские марки сливали стоки 2008 года и торговали машинами «в минус». А Red Dragon (официальный дистрибьютор Geely в России) в демпинге цен особенно преуспел: убыток на один автомобиль, по некоторым данным, доходил до $1 500-2 000, и все указывало на то, что после распродажи «Рольф» свернет «китайское направление». Неопределенной оставалась судьба и других китайских марок в России, которые по мере окончания прошлогодних стоков снижали объемы продаж, но ввозить новые машины не спешили. Ведь с учетом новых таможенных пошлин и роста юаня к рублю «китайцы» лишаются своего главного «козыря» — низкой цены — и уже не выдерживают никакой конкуренции.

Между тем черкесский завод «Дервейс», начавший свою историю с выпуска китайских машин, в конце прошлого года запустил новый производственный комплекс полного цикла. Первыми автомобилями, изготовленными в Черкесске со сваркой и окраской, стали модели Lifan, с этой маркой завод сотрудничает с 2007 года. Следом за Lifan на «Дервейс» потянулись и другие автопроизводители из Поднебесной, ведь полномасштабное производство в России стало для них единственным «способом выживания» на авторынке нашей страны. По словам директора московского представительства «Дервейс» Алексея Сорокина, в нынешнем году на черкесском конвейере должны появиться автомобили многих китайских марок — Geely, Chery, Great Wall, а также нового для российского рынка бренда Haima. Объемы производства в 2010 году, как планируется, достигнут 25 000–30 000 машин, обеспечив «китайцам» до 2% рыночной доли.

Самой массовой моделью на «Дервейсе» станет седан Geely MK и займет половину объемов производства (план — 15 000 машин), Lifan планирует выпустить в Черкесске вдвое меньше (7 200 шт.). «Ирито» заказала «Дервейсу» сварку и окраску 6 тысяч кузовов Great Wall Hover, а сборку автомобилей компания будет производить на собственных мощностях в подмосковной Гжели. Chery в середине года намерена запустить в Черкесске новые седан и хэтчбек М11 (план — 3 000 машин), которые придут на смену модели Fora.

Впрочем, сами дистрибьюторы китайских марок пока не спешат ставить на «Дервейс» как новый оплот китайских машин в России, хотя по данным маркетологов «Ирито», продажи в китайском сегменте во многом будут зависеть от объемов местного производства. Новые мощности «Дервейса» рассчитаны на выпуск 100 000 автомобилей в год, так что запас для дальнейшего роста у «китайцев» в России большой… «Все будет зависеть от коммерческого успеха первого проекта по производству Geely MK», — говорит директор по маркетингу Red Dragon Максим Анахов, не исключая, что в будущем на черкесском конвейере могут появиться и другие модели Geely.

По прогнозам аналитиков, в 2010 году китайские автопроизводители вряд ли смогут значительно улучшить позиции на российском рынке, поскольку есть существенный разрыв между производственными планами и спросом покупателей на автомобили из Поднебесной. При жесточайшей конкуренции на рынке российским дистрибьюторам китайских авто в 2010 году удастся продать 9 000–11 000 машин, говорят аналитики, и то при условии низких цен и сохранении минимально допустимой для китайского автомобиля комплектации.