Банки решились выдавать заемные средства на покупку подержанного автомобиля у неофициального дилера и даже физлица.

С учетом продолжающегося роста цен на новые иномарки банки пытаются придумать новые продукты, одним из них и стала покупка подержанного автомобиля в кредит у неофициального дилера и даже физлица.

“Ни для кого не секрет, что рынок новых автомобилей сократился более чем в два раза, равно как сократилась и доля новых автомобилей, приобретаемых в кредит, – говорит руководитель группы кредитных продуктов “Банка Сосьете Женераль Восток” (BSGV) Екатерина Забелина. – Это создало серьезные проблемы для банков в размещении своих средств в кредиты частным лицам, другими словами, спрос упал более чем в четыре раза. В то же время статистика показывает, что рынок подержанных автомобилей сократился на незначительную величину, став привлекательным сегментом для банковского кредитования. Если в самый тяжелый, первый год кризиса рынок сократился так незначительно, то в будущем году можно ожидать даже его роста, что дает дополнительные преимущества банкам, работающим в этом сегменте”.

Покупка подержанного авто в кредит через “неофициала” и тем более “с рук” пока выглядит довольно необычным предложением. Однако в BSGV утверждают, что схема приобретения машины б/у в кредит при покупке в автосалоне ничем не отличается от схемы с официальным дилером – деньги переводятся безналичным расчетом на счет автосалона. При покупке у физического лица используется аккредитивная схема расчетов. Банк выступает гарантом сделки, деньги (кредит + первоначальный взнос покупателя) хранятся на банковском счете в заблокированном виде. Получить их продавец сможет только тогда, когда автомобиль будет зарегистрирован на покупателя. Если по каким-то причинам автомобиль не сможет быть зарегистрирован, он останется в собственности продавца. В обратном случае автомобиль перейдет к новому хозяину, а продавец получит свои деньги от банка.

Ограничения в данном случае тоже есть, но они касаются не характера продавца, говорят в банке, а характеристик автомобиля: его возраст на момент окончания срока кредитования не должен превышать восьми лет, число собственников на момент покупки автомобиля заемщиком не должно превышать трех человек по ПТС, на паспорте транспортного средства не должно стоять отметки “дубликат”, автомобиль должен быть изначально реализован в России, а не ввезен подержанным из-за границы.

Как отметили в BSGV, программа была введена несколько дней назад, поэтому привести соответствующую статистику не представляется возможным. Соглашений о сотрудничестве с неофициальными дилерами не заключается. В BSGV говорят, что в этом и есть суть и преимущество программы: автомобиль может быть приобретен у любого дилера, независимо от того, есть ли с ним соглашение у банка или нет.

Впрочем, несмотря на то, что покупка автомобиля, казалось бы, становится все более доступной, пока рано ждать массового распространения подобной услуги. Лишь немногие банки занимаются кредитованием подержанных авто, не говоря уже о сотрудничестве с неофициальными дилерами. Как отмечают в самом BSGV, до последнего времени на этом рынке активно работали только небольшие, в основном региональные банки, чьи кредитные условия не могли конкурировать с крупными банками, поэтому рынок новых автомобилей для них был закрыт. Крупные же банки попросту боялись связываться с компаниями, за которые в случае чего не смогут заступиться автопроизводители. Да и контингент, который обращается за автомобилем к “неофициалам”, кажется банкам неблагонадежным.

"Работа с неофициальными дилерами влечет за собой менее качественного клиента, потому что, как правило, здесь большим спросом пользуются кредиты без подтверждения дохода, требующие минимального комплекта документов и высокой скорости принятия решения. По востребованности клиентами кредиты на подержанные автомобили не могут сравниться с кредитами на новые машины, в объеме выданных кредитов их доля невелика”, - заявляет начальник управления развития автокредитования “ЮниКредит Банка” Иван Сысков.

Основной опасностью в данном случае можно считать непрозрачность истории подержанного автомобиля. Как справедливо отмечают банкиры, неофициальные дилеры неподконтрольны производителям, не стремятся соответствовать определенным критериям оформления салонов, формирования склада, финансовой дисциплины, а также не могут в случае каких-либо финансовых затруднений рассчитывать на помощь извне (отсрочку по оплате авто от производителя, к примеру). В целом при сотрудничестве с неофициальными дилерами партнеров труднее контролировать с точки зрения выполнения обязательств.