Иномарку на него не купишь, и итоговые показатели за год могут оказаться в три раза ниже запланированных.
Минпромторг подвел итоги действия программы льготного автокредитования: желающих покупать машины в кредит по-прежнему очень мало.
С начала апреля российские банки выдали чуть меньше 15 тысяч льготных автокредитов и приняли к рассмотрению около 28 тысяч заявок от граждан. Данные получены на конец июня от банков «ВТБ-24», «Сбербанка» и «Россельхозбанка», через которые реализуется государственная программа по стимулированию автомобильного спроса. В ведомстве говорят о том, что уже в скором времени программа будет оптимизирована. «Даже из тех цифр, которые у нас есть, видно, что от месяца к месяцу число желающих приобрести автомобиль с помощью госпрограммы становится больше», – заявляют в министерстве. Однако эксперты считают, что если нынешняя динамика сохранится, то до конца года банки выдадут лишь треть от заявленных ранее кредитов, т. е. не более 60 тысяч. Эксперты отмечают: в нынешнем виде программа не решает основной задачи, ради которой была инициирована.
Как известно, в рамках программы можно приобрести автомобиль, произведенный или собранный в России, не дороже 350 тыс. руб. Государство компенсирует банку 2/3 процентной ставки (около 8%). То есть для потребителя ставка снизится с 20% примерно до 12%. В начале года правительство выделило на это из бюджета около 2 млрд. руб. По оценкам директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, на эти средства может быть выдано порядка 150 тыс. кредитов.
По прогнозу, продажи машин в стране с апреля по июнь составят примерно 360 тыс. единиц. Тогда 15 тыс. автомобилей – лишь 4% от всех проданных в стране машин, или каждый 25-й автомобиль. При этом большинство автопроизвоидтелей запустили собственные программы, предоставляющие кредиты на выгодных условиях, и речь идет о замаскированных скидках. Т. е. разницу покупателю компенсируют, предоставляя скидку на машину, производители. Она примерно соответствует той переплате, которую просит за кредит банк, отмечают аналитики. Условия приобретения машин в данном случае выгоднее, но первоначальный взнос выше. Не 30%, как у государства, а 50%.
В Минпромторге признают: подавляющее число кредитов, около 85%, выдается на покупку «Жигулей». Иномарки, которые укладываются в нынешний ценовой порог, поставляются в «урезанных комплектациях» и не востребованы на рынке. Тогда как необходимо, чтобы программой смогли пользоваться те, кто хочет прибрести иномарку. Автомобилисты не хотят покупать машины отечественных марок.
Сейчас размер субсидий около 40 тысяч. Если кредиты с июля станут выдавать на машины дороже, то 2 млрд. руб., выделенных до конца года, будет достаточно, считают эксперты рынка. Но важно, чтобы изменения начали действовать сейчас, а не с ноября, когда переломить ситуацию будет уже невозможно.