Минэкономразвития подвергло критике инициативу Минтранса оборудовать весь наземный коммерческий транспорт российской навигационной системой.
Министерство экономического развития (МЭР) опубликовало на своем сайте оценку приказа Минтранса «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
Согласно планам Минтранса, весь наземный транспорт, выполняющий коммерческие перевозки, должен быть оборудован системой ГЛОНАСС. Предполагается, что вся информация с датчиков будет стекаться в диспетчерские центры, а такой контроль за перемещением автобусов и грузовиков сделает движение на дорогах безопаснее. Контроль осуществлять будет подведомственный Минтрансу Ространснадзор.
Бизнесменов обязывают покупать дорогостоящую аппаратуру для которой не прописаны четкие требования и неясно, как эти устройства применять на практике, считают в МЭР. Пока внедрение системы ГЛОНАСС выглядит как попытка обеспечить для нее рынок сбыта, соглашаются транспортники.
Пока требование устанавливать приборы распространяется только на транспорт, перевозящий специальные и опасные грузы. Однако если нормы документы Минтранса вступят в силу, то его действие распространится на 900 000–1 200 000 транспортных средств, используемых в коммерческих целях. При этом Минтранс толком не разъясняет, зачем оборудовать ГЛОНАССом подряд все автомобили и как эти данные может использовать Ространснадзор.
К тому же в России нет четких требований к аппаратуре ГЛОНАСС, которой должны оборудоваться транспортные средства. При этом стоимость оснащения единичного транспортного средства колеблется в пределах от 13 000 о 53 000 рублей. Кроме того, ежемесячная абонентская плата составляет 1 500 рублей. В отсутствие четких требований к аппаратуре навигационной системы есть риск, что предпринимателям придется менять оборудование по требованию контролирующего органа.
Уровень инфраструктуры для применения ГЛОНАСС в России оценивается экспертами как крайне низкий. В стране работает всего 10 диспетчерских центров, которые обслуживают транспорт, оснащенный отечественной навигацией. Крупнейший расположен в Краснодарском крае и рассчитан только на 12 000 транспортных средств — всего 50% от общего числа машин в крае.
Чтобы охватить весь автопарк региона, потребуется еще 3 года, подчеркивает МЭР. О строительстве новых диспетчерских центров пока ничего не известно, поэтому неясно, как чиновники планируют осуществлять мониторинг. А чтобы вывести инфраструктуру на должный уровень, потребуется не менее 4-5 лет. В МЭР также обращают внимание на крайне низкое качество аппаратуры ГЛОНАСС.