Аналитики прогнозируют, что это будут VW, Toyota, Ford, Fiat, GM, Renault-Nissan и Peugeot-Citroen с примкнувшей к ним Mitsubishi.

В условиях кризиса все гадают: кто останется на рынке, когда кризис пройдет. И если одни компании выйдут из него обескровленными, то другие, воспользовавшись ситуацией, займут еще более выгодные позиции, чем прежде.

При этом самые надежные позиции аналитики видят у концерна Volkswagen. с ним же связывают и самую яркую сенсацию прогноза. По мнению некоторых экспертов, VW скупит Porsche и станет таким образом лидером рынка в мире. К концу 2008 года Porsche уже имела собственную долю в Volkswagen в размере 42,6%.

В первом квартале 2009 года VW по объему производства уже спорит с Toyota, и если все и дальше будет успешно, то немецкий концерн станет самым крупным автопроизводителем мира с долей рынка 11%. В Европе марки концерна уже давно в числе лидеров. Вполне успешно у VW идут дела в странах развивающегося мира, особенно, в Китае и Южной Америке.

Toyota твердо стоит на ногах с мировой долей рынка 10%. К тому же многие компании хотели бы иметь за спиной такого мощного патрона. И в первую очередь Subaru. Еще недавно Subaru плотно сотрудничала с GM, выпуская некоторые модели американцев под собственным именем. Но теперь совместные разработки спортивного автомобиля ведутся с Toyota, и не исключено, что все закончится тем, что Subaru станет спортивным подразделением этой марки.

Не худшим образом обстоят дела и у Ford, который хорошо и стабильно чувствует себя практически на всех рынках, включая Европу.

Fiat, еще недавно чувствовавший себя банкротом, сегодня — главный генератор идей и новостей. Итальянский концерн скупает все, что только можно. его генеральный директор Серджио Маркионне всерьез вознамерился осуществить передел автомобильного мира в свою пользу. Сначала итальянцы бросили спасательный круг утопающему Chrysler в обмен на свои технологии и обещания сделать американцам хорошо за контрольный пакет акций в 51% «на финише» сделки. А теперь, пользуясь случаем, FIAT намерен укрепить свои позиции и в Европе, купив немецкий Opel, английский Vouxhall и шведский Saab.

Если все пройдет как задумано, то Fiat превратится в транснациональную корпорацию со сложной системой управления и взаимоотношений внутри компании. Но мы знаем как шатки бывают подобные экономические и политические колоссы. Однако у Fiat есть опыт по управлению большой и разнородной компанией, ведь Fiat сегодня это не только 5 марок легковых автомобилей, но еще грузовики, сельхозтехника, машиностроение и прочее.

По оптимистичным прогнозам самих итальянцев новая компания будет продавать автомобили 11 марок в количестве 6 млн. в год на сумму в $100 млрд.

Не так плохи, как кажутся, и дела бывшего лидера рынка General Motors, которому, по прогнозам аналитики отдают в новой формации 7 — 8% мирового рынка.

Если АвтоВаз не утопит альянс Renault-Nissan, и вложенные в Россию средства начнут давать реальные доходы, то альянс Renault-Nissan, да еще 700 000 «жигулей», станут на мировом рынке заметной силой и будут иметь 7% мирового рынка. Правда реален и другой вариант, когда намучившись с неэффективным тольяттинским производством Renault продаст его за 1 рубль первому встречному, как BMW продала в свое время Rover за 1 фунт.

Гораздо более радужные перспективы обещает альянс PSA (Peugeot-Citroen) с японской компанией Mitsubishi. Сегодня они отлично дополняют друг друга и обмениваются технологиями. Японцам не хватает хороших дизелей и известности на европейском рынке, а французам — полного привода и опыта разработок перспективных электромобилей. В дальнейшем компании могут таким же образом взаимодействовать не только в Европе, но и на рынках США и Азии.

Не следует сбрасывать со счетов и другую силу — многочисленные китайские компании упорно ищут выход на мировые рынки. Сейчас их слишком много и они слишком малы и неопытны, чтобы оказывать заметную конкуренцию мировым грандам. Но уже сейчас все вместе они способны занять 10% мирового автомобильного рынка. Постепенно из сотен китайских компаний выделятся единицы самых сильных и серьезных игроков, которые в конце концов превратятся в мировых автомобильных лидеров, предупреждают аналитики.

Владимир Салмин