Госдума рассматривает поправки в Уголовный кодекс, лишающие виновника аварии со смертельным исходом возможности избежать ответственности путем примирения с родственниками погибшего.
По мнению авторов законопроекта, в статье 76 УК РФ возможность пойти на мировое соглашение с родственниками пострадавшего в ДТП необходимо оставить только для тех случаев, когда в авариях никто не погиб, а получил лишь травмы небольшой или средней тяжести. Таким способом, считают правозащитники, можно закрыть дыру в законе, которая позволяла избежать наказания сильным мира сего и «денежным мешкам».
Однако, как считает председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, поправки в УК должны касаться лишь тех водителей, кто совершил ДТП в нетрезвом виде или пытался скрыться с места аварии. Примерно такого же мнения придерживаются и представители МВД: по их словам, многие водители попадают в аварии из-за плохих погодных условиях, а иногда погибший сам виноват в аварии, водитель же несет уголовную ответственность только из-за того, что управляет средством повышенной опасности.
У проекта поправок в закон есть реальная предыстория. Не так давно следователю прокуратуры Александру Мазу присудили всего два года условно за то, что он, будучи пьяным, управляя машиной без номеров, двигаясь по разделительной полосе, сбил насмерть женщину на пешеходном переходе. Затем Маз пытался скрыться с места происшествия. Однако другие водители перекрыли ему движение. Маз врезался в два автомобиля и попытался убежать с места аварии. Но водители догнали его. Родители горе следователя оплатили похороны погибшей и передали ее родственникам некую сумму «компенсации». В ответ родственники отказались от претензий к водителю. И, несмотря на то, что сама прокуратура опротестовала столь легкое наказание, суд подтвердил ранее принятое решение.
В отношении Маза был применен особый порядок рассмотрения дела. Он возможен, если максимально возможное наказание — не больше 10 лет, обвиняемый согласен с обвинением, обвинитель и потерпевшие не против такого ведения дела и потерпевшая сторона не имеет претензий к виновнику. При особом порядке не проводится судебное следствие, не требуется анализа доказательств. Наказание определяется не выше 2/3 максимального срока, предусмотренного статьей. В данном случае максимальный срок — пять лет.
А бывший мэр Пятигорска Игорь Тарасов, виновный в гибели в аварии пяти человек, был признан судом не виновным «в связи с примирением сторон».