Схемы господдержки автопрому сформировали еще большую неуверенность на рынке. К такому выводу пришли аналитики PricewaterhouseCoopers (PWC).
Отныне уровень спроса на автомобили связан с масштабами и объемами этой поддержки в каждой из стран, а также со способами внедрения этих программ и сроками их исполнения, говорят эксперты PWC.
Одним из первых в ответ на кризис программу помощи потребителям запустило правительство Франции. Пакет мер включал в себя платеж в размере 1 000 евро при сдаче в металлолом автомобиля возрастом более 10 лет и приобретении машины, которая выбрасывает менее 160 г/км углекислого газа. Французская программа показала результаты в марте 2009 года, когда продажи выросли на 8,1%. Но дальше этого дело не пошло.
Наиболее прогресивно программы помощи работают в Германии, где, как известно, потребитель получает 2 500 евро, сдавая в металлолом машину старше 9 лет и покупая автомобиль, соответствующий стандарту Евро 4. Немецкое правительство выделило для этого 1,5 млрд. евро, что стимулирует приобретение 600 000 новых автомобилей или примерно 20% всего рынка. В итоге немецкая схема повысила уровень продаж в марте на 40% с приростом с начала года на 20%. При этом, по данным VDA, новых автомобилей немецкого производства было зарегистрировано всего на 9% больше (172 700 штук), а иностранных – на 48% больше (105 100 штук). Иначе говоря, проект правительства Германии оказался нацелен на поддержку всей отрасли, а не только немецких производителей.
Итальянская схема привела к минимальному росту продаж. Однако «книга заказов» предполагает более активный рост в размере 30—40% в апреле и мае, предполагают эксперты. Похожие проекты уже запущены в Португалии и Испании, идет активное рассмотрение аналогичного проекта в Нидерландах.
Правительство России пока не опубликовало собственные проекты, аналогичные европейским, которые стимулировали бы замену старых, утилизированных автомобилей новыми, более безопасными и экологически чистыми, а только предложили гражданам своей страны поддержать родной автопром.
Между тем Стенли Рут, партнер PWC, считает, что «такие меры были бы особенно эффективны в России, учитывая, что российский парк автомобилей намного старше, чем в других странах Европы, а показатель дорожной безопасности в стране ниже, чем в Европе, отчасти из-за возраста и состояния автопарка». Более того, этот проект было бы относительно просто реализовать, и он обеспечил бы быстрый эффект в отношении спроса. «Учитывая масштаб кризиса, правительство России вполне может рассмотреть дальнейшие меры по поддержке отрасли, и оно, несомненно, будет внимательно следить за результатами европейских схем утилизации автомобилей», — заявляет Стенли Рут.
Что касается помощи в Европе, то Стенли Рут полагает, что у каждого правительства есть сильный и вполне понятный соблазн использовать деньги налогоплательщиков, чтобы поддержать рабочие места, повысить импортные пошлины, разместить масштабные госзаказы в местных компаниях по производству автомобилей, а также выдавать местным автопроизводителям льготные ссуды. Но поскольку автопром является одной из наиболее тесно интегрированных в глобальных масштабах отраслей, применение подобных протекционистских мер по всему миру может только усугубить ситуацию.