Речь идет о владельцах машин старше 10 лет, которые сдадут свои авто в утилизацию. Идея — умозрительная. Размер премии и сроки реализации пока не определены.
По информации газеты «Ведомости», поручение разработать такую программу дал Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития премьер-министр Владимир Путин на совещании по автопрому в Тольятти. Точных сроков выполнения поручения нет, пишет газета со ссылкой на пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова. «В протокол заносились не только принятые к исполнению решения, но и обсуждавшиеся на совещании варианты». Премия за утилизацию — один из них. Пока никаких конкретных сумм под это предложение в бюджете не запланировано, подчеркивает Песков.
Однако, по мнению исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, премия могла бы составить $1 000–$1 500 в рублевом эквиваленте. При этом чиновник уверен, что премии за утилизацию можно ввести в России не раньше чем через два года. «Сейчас для этого нет ни предприятий по утилизации автомобилей, ни законодательства».
«Премии за утилизацию», когда покупатель, сдавший старую машину на переработку, получает субсидию при покупке нового автомобиля, действуют в Германии, Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии и Испании. Они составляют от $1 245 в Японии до €5 000 в Италии. Однако лучше всего программа пошла в Германии, где субсидии составляют €2 500. В мае сбыт новых машин (независимо от производителя, что важно) в этой стране вырос на 40%.
Пока в стране действует государственная субсидия на покупку автомобиля стоимостью не более 350 000 руб. с предоплатой не менее 30% цены машины и сроком погашения кредита в течение 3 лет максимально. Однако, как сообщал портал Automobili.Ru, такая программа не получила широкой поддержки у населения. По данным Минпромторга, по состоянию на 14 мая 2009 г. от физических лиц в банки с апреля с. г. поступило лишь 14 700 заявок на получение кредитов, после рассмотрения которых выдано только 5 498 автокредитов.
Теперь Минпромторг предложил увеличить госсубсидию на покупку авто до 600 000 руб., и соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен и находится на рассмотрении высшей исполнительной власти.
Новый проект помимо увеличения ценового порога почти вдвое снижает минимальную величину предоплаты за приобретаемые автомобили — до 15% от их стоимости, а также предоставляет льготные кредиты на покупку легкого коммерческого транспорта. В проекте постановления предусматривается также отмена ограничения по срокам выплаты кредитов до 31 декабря 2011 г., но срок выплаты по-прежнему не должен превышать 36 месяцев.
Сейчас в России примерно 50% парка машин имеет возраст выше 10 лет, то есть примерно 15 млн. авто. На создание полноценной инфраструктуры для утилизации машин, по расчетам специалистов, потребуется около 25–30 млн. рублей. Плюс еще по $100 на каждую машину, чтобы заинтересовать бизнес. Источники финансирования утилизации во всем мире разные, в европейской практике «процесс» финансирует производитель. Стоимость утилизации автомобиля закладывают, например, в отпускную цену дилера.