К началу 2009 года в России работало около 4 тыс. официальных дилерских центров. К концу 2010 г. их может стать вдвое меньше. И самые массовые потери понесут региональные представители.

Такие данные содержатся в аналитическом отчете «Российский авторитейл в условиях экономического кризиса», подготовленном специалистами департамента консалтинга РБК.

Проблемы на российском рынке авторитейла начались в сентябре 2008 г., сообщает источник, и к настоящему моменту дилеры уже успели значительно перестроить работу, ориентируясь на послепродажное обслуживание, продажу запчастей и дополнительные услуги: страхование, кредитование и т. п., а не на продажу новых автомобилей, как это было раньше. В 2009–2010 гг. рынок авторитейла ждет усиление консолидации, считают эксперты РБК, а доля десяти крупнейших компаний вырастет до 35% в совокупном обороте автомобильного рынка.

Продажи легковых автомобилей, по оценке РБК, в 2009 г. значительно сократятся. Будет продано 1 млн. 478 тыс. новых легковых машин, что на 46% меньше результатов 2008 г. При этом, с точки зрения структуры продаж, доля импортных иномарок снизится за счет роста доли иномарок российской сборки. Доля отечественных марок в общем объеме продаж вырастет в количественном выражении до 30%. Ключевыми факторами, определяющими развитие российского рынка легковых автомобилей в 2009–2012 гг., по мнению аналитиков, будут: рост розничных цен на автомобили (на 30–35% в 2009 г.), снижение доходов населения, растущая безработица, резкое снижение импорта легковых автомобилей из-за пошлин и цен и общее состояние мировой и российской экономик.

Все это приведет к тому, что автодилерский бизнес, до осени прошлого года демонстрировавший уверенный рост, вплотную приблизится к черте массового банкротства, поэтому российские авторитейлеры начали менять стратегию развития, применяя ряд мер, которые были призваны компенсировать потери компаний. Основным рецептом для дилерских компаний, как считают аналитики РБК, сейчас является сокращение издержек минимум на 40% от докризисных показателей.

Основной задачей автодилеров в 2009–2010 гг. будет сведение складских запасов к необходимому минимуму (по некоторым оценкам, соотношение объема товарных запасов и продаж должно составлять 1:2) и изменение стратегии работы. Кроме того, автодилеры будут менять структуру доходов и стратегию работы на рынке. Если раньше около 80% оборота дилеров приносили продажи новых автомобилей, то в 2009 г. ситуация изменится. К концу текущего года бизнес-модель российской автодилерской компании будет выглядеть следующим образом: 50–55% прибыли будет приходиться на послепродажное обслуживание и продажу запчастей и только 20–25% – на продажу новых автомобилей. Таким образом, российский авторитейл переходит на другую модель бизнеса, более близкую к западной. Для нее характерны следующие черты: получение основного дохода от сервисного обслуживания, trade in и продажи подержанных автомобилей, ориентация на покупателя (скидки, спецпредложения, акции, подарки постоянным клиентам и пр.), низкая инвестиционная привлекательность.

Финансирование автодилерских компаний будет осуществляться за счет собственных средств и краткосрочных банковских кредитов, которые будут направляться на реструктуризацию задолженности. Основная задача любого дилера в 2009–2010 гг. – сохранить бизнес и остаться на рынке. В 2009 г. будут введены в строй те объекты, строительство которых было начато еще в 2008 г., однако дальнейшее строительство дилерских центров будет заморожено.

Рынок, формируемый первичным спросом, закончился, считают аналитики. Поэтому его участникам предстоит процесс изменения маркетинговой стратегии и подхода к покупателям. Очень важно создать или сохранить лояльную аудиторию, поскольку это есть основа стабильного уровня дохода дилеров, считают эксперты РБК.